UA EN

Стихийное бедствие в Тбилиси сократило экономику на 1%

12:00 01.07.2015

Тбилисское наводнение поставило экономику Грузии перед новым вызовом, так как из-за стихии рост ВВП в 2015 году снизится еще на 1%.

Процесс будет зависеть от эффективности проектов, которые планирует осуществить правительство страны и от размеров иностранной помощи, суммы которой до сих пор еще не определены, сообщает Бизнес Грузия.

По официальным данным, в 1-м квартале рост ВВП составил 3, 2%, в целом же, в 2015 году рост ожидается на уровне 2%. Из-за масштабной стихии в столице, экономисты предполагают, что рост снизится дополнительно на 1%, и причиной этого является то, что правительству придется приостановить запланированные проекты, и направить средства на преодоление последствий наводнения.

Как известно, с целью борьбы с последствиями стихии при правительстве создана специальная комиссия, которая разработает комплекс мер, как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

«Мы уже работаем над преодолением последствий стихии, идет очистка и восстановление инфраструктуры, пострадавшей от наводнения. Мы также начинаем строительство бетонной стены, которая увеличит степень безопасности одной из улиц, прилегающих к горным массивам, где есть риск оползней», - заявил мэр Тбилиси Давид Нармания.

По его словам, в Верийском ущелье, где произошло наводнение, планируется расширение русла реки и создание заповедника, кроме того, будет изменен проект эстакады, которая была там построена прошлой властью.

В правительстве заявляют, что прямой урон от стихии составляет 100 млн. лари. Частично эту сумму покроет государственный бюджет, то есть суммы будут выделены за счет замораживания других проектов.

Правительство также надеется на помощь со стороны организаций-доноров. В случае если иностранцы не дадут денег, рассматривается второй вариант - изменение целевой направленности уже выделенных средств, которые направлены на реализацию других проектов.

В конечном итоге, в любом случае над новыми инфраструктурными проектами нависла угроза остановки.

«Мы работаем над тем, чтоб сменить направленность бюджетных средств, и в то же время ведем переговоры с международными донорами о получении новой помощи, или изменении направленности расходов по уже утвержденным проектам», - заявил министр финансов Грузии Нодар Хадури.

По словам эксперта Сосо Арчвадзе, стихия имела прямое воздействие на экономику.

«Нам предстоит еще раз потратить средства на восстановление того, что уже было построено. Эти деньги должны были быть направлены на новые проекты, на создание новых рабочих мест. Разумеется, все это никак не сможет способствовать росту экономики. В такой ситуации очень большое значение имеет своевременное оказание помощи со стороны доноров», - заявил он.

В качестве примера эксперт приводит август 2008 года, когда быстрая международная помощь позволила Грузии сохранить экономическую стабильность, и в итоге, на фоне масштабного международного финансового кризиса, спад экономики страны был намного меньше, чем в самих странах-донорах.

«Разумеется, сейчас страна не сможет получить экономическую помощь того же масштаба, более того, еще сами доноры для себя не решили, какого масштаба она будет. А убытки – очень большие. Прямой убыток составляет около 150 млн. лари, а если учесть долгосрочные задачи по созданию инфраструктуры для защиты населения от будущих катастроф, то речь идет о сотнях миллионов. Вероятно, в течение 3-4 лет стране придется потратить от 500 млн. до 1 млрд. лари. Это очень солидная сумма, и она напрямую отразится на ВВП. Поэтому можно ожидать что стихийное бедствие сократит экономику на 1%», - заявил Сосо Арчвадзе.

Непрямые потери могут быть растянуты на несколько лет, но в таком случае стране будет сложно достичь запланированного роста на уровне – 4-5% - считает эксперт.

По мнению эксперта Автандила Силагадзе, прямые потери от наводнения превышают 1% бюджета.

«Поэтому произошедшее нанесет серьезные удар по экономике Грузии и по бюджету. Хотя при этом не исключается и оптимистический сценарий, в частности, если международные доноры окажут щедрую помощь и профинансируют значительную часть восстановительных работ. Тогда давление на экономику окажется меньше, чем мы ожидаем. Вообще же, стихийные бедствия такого уровня всегда действует на ВВП и приводит к сокращению бюджетных расходов. В первую очередь следует определить реальную сумму потерь, и я предполагаю, что они превышают объявленные правительством 100 млн. лари», - заявил эксперт.