Москва и Баку ждут взрывного роста экономических контактов с Тегераном
Перед Россией и Азербайджаном открывается множество направлений сотрудничества с Ираном после снятия с Исламской республики международных санкций, заявили эксперты Станислав Притчин и Ильхам Шабан, комментируя экономические последствия закрытия иранского ядерного досье для Каспийского региона.
Так, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин напомнил, что огромное количество сфер российско-иранского взаимодействия были закрыты из-за действия санкций против ИРИ. «Было невозможно даже обычное торговое сотрудничество, наши компании не могли выйти на рынки друг друга и рассчитываться безналичными платежами из-за того, что Иран отключен от системы SWIFT. Сейчас эти ограничения будут постепенно сниматься, что даст толчок развитию многих направлений, в частности, на первом этапе следует ожидать скачкообразного роста взаимной торговли», – отметил он, передает Вестник Кавказа.
Притчин обратил внимание на тот факт, что посольство Ирана в России в настоящее время активно занимается привлечением иранских бизнесменов на российский рынок. «Многие российские компании также рассматривают возможность выхода на иранский рынок, тем более что теперь нет необходимости опасаться санкций со стороны западных стран, в первую очередь, США. Безусловно, вырастет торговля в области поставок современных вооружений, хотя процедура и временные рамки снятия оружейного эмбарго в отношении Ирана все еще не ясны, так что это произойдет не в ближайшее время. С другой стороны у нас много проектов в энергетике, как в атомной – строительство новых блоков АЭС в Иране – так и в нефтяной, в частности, поставки российских товаров в обмен на иранскую нефть», – поведал эксперт.
«В целом экономики достаточно крупные и взаимоинтересные. Другой вопрос в том, что знания друг о друге достаточно ограничены: разные языковые системы, разные юридические системы, поэтому здесь еще большая работа предстоит по налаживанию полноценного сотрудничества», – предупредил Станислав Притчин.
Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан также ожидает роста экономических контактов между Азербайджаном и Ираном. «В том же нефтегазовом секторе возможности очень широкие. Напомню, что за последние 4 года санкций, снижения активности связей в нефтехимии и газовой отрасли товарооборот между Азербайджаном и Ираном снизился с $560 млн до $200 млн. Еще в 2009 году между республиками было заключено коммерческое соглашение по закупке азербайджанского газа Тегераном на коммерческих условиях в зимнее время, но затем оно стало нереализуемым: Иран не смог платить за этот газ. И наоборот, иранская нефтехимическая продукция перестала поступать в Азербайджан», – напомнил эксперт.
Помимо возобновления прекращенных из-за санкций прежних контактов, Азербайджан готов предложить свои технологии иранским компаниям для геологоразведки. «Азербайджан владеет как инфраструктурой, так и аппаратурой, которых у Ирана нет. Также есть несколько областей, в которых стоит ожидать взрывной рост: во-первых, взаимная торговля, так как теперь будут сняты ограничения на хождение доллара. Напомню, что из-за финансовых санкций поездки иранских граждан в Азербайджан, фактически, сократились более чем в 10 раз, так что приграничная торговля велась только в местных денежных единицах или даже бартером», - сообщил Шабан.
«С другой стороны, поступление валюты в Иран откроет совершенно новые экономические возможности для республики и обновит его экономику. В этой связи Азербайджан мог бы предложить свои информационные технологии, на которые иранская сторона уже обратила внимание. Тегеран проявляет сейчас интерес и в том, чтобы закачивать газ в северные районы, где нехватка топлива, это совершенно новый вид сотрудничества, который позволит увеличить пропускную способность газопровода, что существует между Азербайджаном и Ираном. И это я говорю лишь о том, что реально между азербадйжанской и иранской госнефтекомпаниями может быть реализовано к нынешней зиме», – заметил глава Центра нефтяных исследований.