UA EN

ЕК открыла наказательную процедуру против Болгарии из-за отношения к должникам

14:59 04.08.2015

Европейская комиссия открывает процедуру о нарушении против Болгарии из-за феодальной статьи 417 Гражданского процессуального кодекса и исполнительных дел, которые ведутся против заемщиков и способа продажи их домов в нарушение законодательства ЕС.

Об этом заявила адвокат Десислава Филипова, председатель Фонда «Центр европейской интеграции Болгарии и защиты прав человека», передает Novinite.

Она добавила: «Защита распространяется также в пользу всех других потребителей, против которых были возбуждены уголовные дела по статье 417 ГПК. Эта статья позволяет банкам и другим лицам (например, компаниям по предоставлению быстрых кредитов, доставчикам других услуг в тех случаях, когда пользователи были введены в заблуждение подписать нотариально заверенный договор или вексель – ред.) обеспечить себе исполнительный лист против потребителя, не ведя настоящее дело, в закрытом и инквизиционном производстве, в котором в суде участвует только сильнейший - банк или другой торговец или поставщик услуг, и потребитель не может защитить себя.

В феврале 2014 года, как представитель НПО, я подала жалобу в Европейскую комиссию, в которой указала, что статья 417 ГПК и ее принудительное исполнение в Болгарии нарушают законодательство ЕС. Это означает, что, даже если потребитель не знает своих прав как гражданин Европы, суд должен при выдаче исполнительного листа проверить, есть ли запрещенные, неправомерные условия в потребительских договорах независимо от того, возразил ли последний или нет. Я указала, что исполнительные дела в Болгарии нарушают обязательную практику Суда ЕС, в соответствии с которой семейное жилье, независимо от того, заложено ли оно, может быть продано только после завершения судебного дела, и то только, если суд установил, что потребительский договор не нарушает права заемщиков и других пользователей.

Тогда Европейская комиссия уведомила меня, что начинает проверку нашего законодательства, которая будет длиться около года, и если проверка установит, что моя жалоба оправдана, приступит к процедуре наказания Болгарии с целью отмены нарушающих законодательство ЕС болгарского законодательства. ЕК прислала мне письмо, в котором сообщается, что она приступает к соответствующим действиям против Болгарии (что означает, что в ходе проверки констатированы нарушения – ред.) и открывает процедуру нарушения в фазе "официальные контакты между Комиссией и Болгарией".

На этом этапе идет обмен официальными письмами между европейскими институтами и государством - правонарушителем, целью которого является добровольное приостановление государством нарушения, в данном случае отменить ст. 417 ГПК и реформирование исполнительного производства, не приводя к наложению штрафов Болгарии, которые опять будут оплачены из нашего кармана.

Если после завершения этого этапа Болгария не изменит законодательство, чтобы защитить маленького человека от злоупотребления правами банков и других торговцев, Европейская комиссия обратится в Суд ЕС против Болгарии. Последствия для людей особенно важны. С одной стороны, потому что после отмены статьи 417 ГПК банки прекратят повышать безответственно процентные ставки заемщикам.

В настоящее время банки в одностороннем порядке и в нарушение законодательства ЕС увеличивают проценты по кредитам, что делает их невыполнимыми. Банкиры знают, что нарушают кредитные соглашения, но могут быстро получить исполнительный лист и "догладать" заемщика. Жертвы не имеют реальной возможности защитить себя от безобразий банков, так как дело о возмещении, образованное после возражений с их стороны против изданного распоражения в соответствии со ст. 417 ГПК, заканчивается намного позднее финала образованных против них исполнительных дел, когда эти люди уже потеряли свои дома и буквально ограблены. Особое значение для заемщиков, дома которых уже проданы, имеет то, что они смогут завести дела и получить компенсацию от болгарского государства за то, что оно не обеспечило эффективную защиту своих граждан, создавая привилегии для банков в ущерб их потребительских прав.

Еще до подачи жалобы в Европейскую комиссию в качестве эксперта по законодательству ЕС я подготовила юридические позиции омбудсмену, в Комиссию по правовым вопросам в Народном собрании Болгарии, организовывала круглые столы. Также в публичных выступлениях я всегда подчеркивала, какими являются нарушения прав потребителей, и то, что если не будут приняты надлежащие законодательные меры, я обращусь в Европейскую комиссию. После того, как законодательный орган не предпринял никаких действий по отмене ст. 417 ГПК, я обратилась за защитой к ЕК.

В этом году на заседании Комиссии по правовым вопросам в Народном собрании 43-го созыва я вновь заявила, что Европейская комиссия начала проверку Болгарии относительно статьи 417 ГПК и представила каждому члену комиссии подробную позицию о противоречии с европейским законодательством. Тем не менее, депутаты позорно голосовали на пленарном заседании за сохранение этой мракобесной статьи и показали, что они не являются народными представителями, а представителями банков и корпоративных интересов.

К сожалению, оказалось, что в очередной раз наши политики не защитили своих граждан и вмешательству извне не было альтернативы».

Теми:

Ще на цю тему