Абхазы протестуют против русификации грузинских памятников
Абхазы нарушают 20-летнее молчание, и протестуют против проведенной русским духовенством реставрации в Илорской и Драндской церквях. Эта реставрация была проведена русским духовенством, благодаря чему грузинские памятники потеряли свой первоначальный вид и стали похожи на русские соборы.
Историки де-факто республики Абхазия опубликовали конкретные факты. В частности, глава абхазского де-факто департамента по охране памятников Гари Сангулия заявляет, что абхазское де-факто правительство в 2010 году, передало в распоряжение русскому духовенству церкви на неопределенный срок, но без права собственности. А они восприняли их как собственность: «Если этот договор угрожает нашему культурному наследию, то он должен быть отменен», –... таким было заявление абхазского высокопоставленного чиновника, передает abkhazeti.info.
В Дранде на древнейшем месте, где проводился обряд крещения, по указанию русского духовенства, была поставлена железобетонная конструкция.
Чтобы предотвратить это, департамент охраны памятников де-факто республики Абхазия, немедленно обратился к абхазскому де-факто правительству, но русские не приостановили работу и произвели облицовку конструкции.
После этого, абхазские ученые, лично предупредили отца Андрея Струцкина, чтобы тот прекратил работы и обо всем переговорил со специалистами, но он даже не послушал их.
Вполне возможно, что в ближайшее время будет пересмотрено и то соглашение, на основании которого абхазы передали русскому духовенству в распоряжение Илорскую и Драндскую церкви. Департамент по защите памятников уже обратился к непризнанному правительству за аннулированием договора.
Грузинские ученые заявляют, что сухумские ученыеопоздали со своей позицией.
Драндская и Илорская церкви потеряли уже свою аутентичность. В частности, уже давно в Илорской церкви были побелены грузинские надписи, там, где были записаны все три вида грузинского алфавита – асомтаврули, нусхури, мхедрули.
Кроме того, снаружи на Илорской церкви провели красные линии и изменили купол, который стал похожим на русскую приходскую церковь. Аналогично была изменена и Драндская церковь.
Грузины считают, что запоздалая реакция абхазских историков вряд ли радикально изменит что-либо. Есть определенные политические сомнения, почему именно сейчас выступают абхазские ученые против русского духовенства.
У этого может быть и такое определение — прежде они полностью зависели от России, а теперь они пытаются держать дистанцию с Россией по статусу независимого государства, которое проводит независимую церковную и религиозную политику.
Исходя из того, что грузинская власть не имеет доступа к этим памятникам, Министерство культуры и охраны памятников обязательно должно обратиться в ЮНЕСКО, с тем чтобы защитить их от грубого вмешательства.
Необходимо восстановить и привести в первоначальное состояние древние грузинские церкви на территории Абхазии.
Во всяком случае, на данном этапе еще возможно сохранить внешний вид. В Бедиа рухнула фреска Баграта III, и четверостишье Дадиани сделанное письменностью асомтаврули. Этому уже ничем не поможешь, но uа этих двух церквях немедленно должно быть сняты новые купола, должна быть удалена побелка и снят ложный купол с Илорской церкви, что вернет ей первоначальный грузинский оригинальный вид.
С другой стороны, на самом деле приятен тот факт, что абхазы осмелились и выступили против таких антикультурных действий.
Как видно они поняли, что не только грузинская сторона страдает от неосведомленных о истории Грузии русских духовных лиц, которые искажают исторические памятники, находящиеся на территории Абхазии.