Еду я на Родину: поднимите мне веки!
Анна ХОРОШКО, BSNews.
27 мая в рамках XVIII Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии» в Херсоне свою нашумевшую постановку «Вий.2.0.» представил киевский «Дикий Театр» - новое творческое формирование, явление которого обязан знать каждый, кто ратует за европейское будущее Украины. Ведь, пока в стране протяжно варится в своем соку «суть да дело» в виде пережитков прошлого, комплексов и липких интриг, здесь уже есть всё, за что боролись (но напоролись – см. выше): свобода мысли, свобода слова, свобода действия.
…Есть здесь и самое заветное – подлинная, трогательная, бескорыстная и неприкаянная любовь к Украине… И это мы уже непосредственно переходим к спектаклю режиссера Максима Голенко по пьесе Наталии Ворожбит. Двое французских граждан, один из которых – с украинскими корнями, отправляются на родину оного – познакомиться с приглянувшейся девушкой из соцсети. Попадают в глубинку, и тут, при участии местного колоритного люда, как вы понимаете из названия «Вий», начинается некий трэш, из которого «лягушатники» как минимум должны выйти седыми. Как максимум – кануть здесь навсегда. Они и канут. А вместе с ними мы – в фантасмагоричную Вселенную такой знакомой по жизни и такой незнакомой по отечественной театральной сцене Украины.
Складывается ощущение, что «Родину любить» в наших театральных вузах учат, угрожая студентам атрибутами аутентики, бобинами с пронзительными национальными напевами и вековой скорбью украинского народа в качестве точки отсчета для создания любого сценического произведения. Словно, не используй всё это, некий код будет сломан, и зритель не поймёт, сколь восхитителен наш культурный пласт, как милозвучны напевы и какая же она, всё же, скорбная – эта наша вековая скорбь… Аles: в режиссера летит неиспользованная в спектакле люлька (горшок, тынок, венок – выберите нужное). Патриотично настроенный зритель, самостоятельно напевая народные песни, покидает спектакль – писать гневные посты в Фейсбук: «Это унижение нашей национальной культуры!»… Так вот. «Дикому Театру» удалось, на мой взгляд, невероятное: создать пронизанное любовью к Украине зрелище, наконец, отбросив малейшие стереотипы о том, что в этом зрелище непременно должно быть.
В спектакле Максима Голенко нет ничего от ура-патриотического продукта (особенно «ура» и особенно «патриотического» в нашей стране последние два года).
Зато есть правда смятенного, невротического состояния человека, внезапно попавшего на некий чудовищный шабаш и застрявшего там в ожидании пробуждения, которого не будет (вы понимаете, что я не о мистике?). Ожидания, которое сменится смирением. А далее (правда жизни!) – даже смакованием этого шабаша. Правда языка (да, мы говорим не только по-соловьиному, господа ханжи, неприемлющие мощную ненормативную лексику «Вий.2.0.»!). Правда наших непостижимых, глубоких, манких, тёмных и святых, женщин-ведьм, не имеющих ничего общего с горящими избами и конями: они сами поджигают свои избы, если там постыло, и улюлюкают коням, чтобы те бежали быстрее. Правда отчаянной, искренней любви, извалянной в навозе. Правда разнузданного чувства юмора, без которого мы бы и правда уже давно стали упырями… Правда повседневной Украины, от которой стыдливо принято прикрываться венком и тынком. Кстати, правда совершенно не страшная. Не та, которая ошеломляет и ведёт на амбразуру. А та, от которой, вспоминая песню «ДДТ», раз за разом, из любого, даже самого уютного уголка планеты, с замиранием сердца «едем мы на Родину».
За что мы любим нашу страну? Почему жалуемся, но не уезжаем? У полит- и пиар- технологов есть ряд своих версий, и, пожранные на шабаше СМИ, мы, наверное, как речёвку отчеканим про всё, про что должны отчеканить.
Молодые, дерзкие, угловатые, хамовитые, свободные артисты «Дикого Театра» поднимают нам веки, чтобы мы могли увидеть ЖИВОЕ. То, ЗА ЧТО… То, ВОПРЕКИ ЧЕМУ… Но то, о чем без страха быть не понятыми могут гикнуть только дикие…
P.S. В 1948 году в своем труде «Киевская Русь» Георгий Вернадский задался интереснейшим вопросом, почему память о Киевской Руси, в отличие от Московского и Литовского княжеств, осталась через века с исключительно положительной ассоциацией...
«В Киевской Руси должно было быть нечто заставляющее людей забыть ее негативную сторону и помнить лишь достижения. Это "нечто" было духом свободы – индивидуальной, политической и экономической»...
«Дикий Театр» разглядел это историческое «нечто» и представил вербально. Поэтому в любом другом «княжестве» такой спектакль, как «Вий.2.0.» будет не более, чем чернухой о чернухе. А после киевской постановки, подняв своё внутренне «веко», кожей ощущаешь внутреннюю великодушную улыбку злобному гиканью про «уродина» тех, у кого нет Украины в крови... А она нам нравится, хоть и не... Кстати – а ведь красавица! :)))
Ще на цю тему
- 08.11.2024 У Румунії відбулася прем’єра української вистави про війну «BLOCKPOST»
- 28.08.2023 Російський театр скасував гастролі в Ізраїлі після суспільного резонансу
- 06.04.2023 Естонія заборонила гастролі російського театру
- 19.05.2017 «Попи, мєнти, бабло, баби»: на Херсонщині стартує наймасштабніший театральний фестиваль України
- 25.10.2016 Балет «Снежная королева» Национальной оперы Украины пройдет на Рождество в Афинах
- 09.09.2016 В Баку пройдет IV Бакинская международная театральная конференция
- 25.05.2016 Театр из Николаева примет участие в фестивале в Анталии
- 09.03.2016 В оккупированном Крыму предложили создать театр оперы и балета
- 04.02.2016 В Москве запретили оперетту «Тараканище» с участницей Pussy Riot, исполняющей песню Утёсова
- 18.11.2015 Греческая театральная постановка завоевала премию Международного театрального фестиваля в Милане
- 23.10.2015 Театральные критики России создадут свою ассоциацию после скандала вокруг «Золотой маски»
- 28.05.2015 «Мельпомена Таврии» - 2015: Истину находят только те, за кем – истина