UA EN

Из госсектора в Грузии будут уволены до 30 тысяч человек - СМИ

19:00 14.12.2016

Со следующего года количество трудоустроенных в публичном секторе может сократиться на 30 тысяч человек. Как предполагают специалисты, оптимизация, анонсированная правительством Грузии, значительно изменит структуру трудоустройства.

Не исключено, что сокращение (как и назначение новых кадров) будет проходить по признаку непотизма и без работы останутся люди, у которых нет влиятельных покровителей в публичном секторе, пишет Бизнес Грузия со ссылкой на Резонанси.

Количество трудоустроенных в публичном секторе, по данным Грузстата, в 2016 году составляет 274,9 тысячи человек, что равно 15,4% от общего числа трудоустроенных. По сравнению с 2014 годом количество трудоустроенных в публичном секторе возросло. 2 года назад в публичном секторе работало 251,2 тысячи человек. Если эта оптимизация действительно произойдет в рамках 10%, из публичной службы уволят около 30 тысяч человек. Так предполагает Сосо Арчвадзе, который призывает правительство поддержать частный сектор.

«Насколько известно, оптимизация коснется только публичных чиновников, юридических лиц публичного права. Частный сектор абсолютно свободен в своем выборе. Если мы хотим, чтобы частный сектор играл решающую роль своей активностью, то государство должно его поддержать. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы контингент, пребывающий на довольствии государства, сократился, если в параллельном режиме будут появляться рабочие места в частном секторе. На мой взгляд, в этом направлении важным шагом является внедрение эстонской модели, которая будет способствовать появлению новых рабочих мест. Несмотря на инфляцию, темп роста заработков населения опережает номинальный рост ВВП, что очень важно. Поэтому следует думать, что заработок людей не только не сократится, но и возрастет. Просто произойдет структурное перераспределение, и в перспективе это пойдет стране на пользу. Что касается оставшихся в рамках оптимизации без работы людей. Их количество составит от 25 до 30 тысяч, и большая часть, предположительно, переместится в частный сектор», - пояснил Арчвадзе. «Что касается зарплаты трудоустроенных, в Грузии в этом плане радикально другая ситуация, что и вызывает ажиотажное отношение к зарплатам трудоустроенных в публичном секторе», - отмечает Арчвадзе.

«Публичный сектор со своим непотизмом напоминает бюро трудоустройства, где зарплата работников намного выше, чем в частных структурах. В этом плане Грузия отличается от всех нормальных стран. Ни в одной стране нет настолько привлекательных зарплат в публичном секторе, как в Грузии. Для сравнения, в США на публичную службу люди идут для внедрения и сохранения идейных мировоззренческих ценностей. Зарплата в этом сегменте намного ниже, чем в частном секторе. Мы имеем дело с трагедией, так как потеря работы для человека, особенно в публичном секторе, это действительно трагедия. С другой стороны, государство обязано экономить ресурсы. Я не думаю, что в случае оптимизации возрастет безработица, потому что у большинства уволенных обязательно появится альтернатива в частном секторе», - пояснил Сосо Арчвадзе.

Часть специалистов с этим мнением не согласна. Экономисты считают, что увольнение тысяч людей из публичного сектора увеличит безработицу, что обострит социальный фон и плохо обернется для страны.

По оценке экономиста Пааты Арошидзе, целью оптимизации должно быть сокращение административных расходов, а не увольнение работников, что лишь усложнит ситуацию.

«Целью оптимизации должна быть экономия бюджетных средств. Первым направлением может быть увольнение сотрудников, вторым - сокращение их зарплат. Или же оба направления вместе. Работа в госсекторе в Грузии, исходя из зарплаты, является самоцелью для множества людей. Если до сих пор публичный сектор считался гарантированным рабочим местом, то теперь это отношение изменится. Я вижу угрозу, что при увольнении сотрудников определяющее значение будет играть принцип непотизма, а не квалификация. Будут увольнять таких людей, у которых нет покровителей. В рамках оптимизации эти проблемы будут неизбежны», - заключил Арошидзе.