UA EN

Фонд защиты вкладчиков в Севастополе требует с горожан ранее выплаченные компенсации

10:37 09.02.2017

В судах оккупированного Россией Севастополя рассматриваются сотни исков, в которых «Фонд защиты вкладчиков» требует от горожан ранее выплаченные им компенсации по вкладам в украинских банках, а также хочет взыскать так называемый процент за пользование этими деньгами.

Более ста дел находится в Севастопольском городском суде и несколько сотен исков в районных судах Севастополя, пишет ForPost.

Таков промежуточный итог требований автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» к жителям города. Почти все иски Фонда к горожанам поданы с формулировкой «о взыскании неосновательного обогащения». Почти в каждом из них Фонд требует вернуть деньги, выплаченные ранее в качестве компенсации, а также хочет взыскать с жителей стоимость услуг адвокатов, госпошлину за обращение в суд и проценты, которые Фонд начислил за два года «пользования» средствами.

Фонд защиты вкладчиков был создан 8 апреля 2014 года в соответствии с ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период». Учредителем данной организации выступает российская государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Главная задача Фонда - выплата компенсаций по вкладам клиентам банков, имеющих лицензию Национального банка Украины на 16 марта 2014 года и прекративших работу на территории оккупированного Россией Крыма.

Фонд выплачивал компенсации по вкладам, которые были размещены в таких банках до 2 апреля 2014 года. Максимальный размер выплаты по вкладу не мог превышать 700 тысяч рублей. Для компенсации вкладов жителей оккупированных Крыма и Севастополя Фонду была выделена сумма в размере 60 миллиардов рублей. По сведениям сайта «Банки.ру», по состоянию на 3 апреля 2015 года 25,8 миллиарда уже было выплачено.

Выдавая компенсации, Фонд защиты вкладчиков руководствовался российским Федеральным законом «О защите интересов физических лиц». В соответствии с этим законом на момент его принятия (31 марта 2014 года – прим.) от жителей оккупированного полуострова требовалось только подтвердить наличие обязательств перед ними со стороны банка. Но в июне 2015 года в закон внесли изменения, которые, мягко говоря, усложнили возможность получения компенсации для жителей, а для Фонда – дали возможность трактовать ранее принятые документы, по которым уже прошли компенсации, как «недостаточные» для выплат.

Проще говоря, если в 2014 году Фонд требовал только оригиналы договоров банковского вклада или банковского обслуживания, а также банковские квитанции о внесении денег на счёт, то сейчас он стал требовать дополнительные документы – оригиналы банковских выписок, подтверждающих остаток на счетах. Понятно, что для получения таких документов жителям Севастополя и Крыма необходимо обращаться в сами банки на территории подконтрольной Украине.

Один из вклыдчиков – Валерий Николаевич – рассказал, что Фонд хочет взыскать с него сумму «неосновательного обогащения» в размере 700 тысяч рублей — так называемые проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 115 462 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 354 рублей. Всего получается, что горожанин «задолжал» Фонду больше 826 тысяч рублей.

Марина рассказала, что у неё на счету в севастопольском отделении «Приватбанка» было 28 тысяч долларов. При этом Фонд начислил ей в качестве компенсации всего лишь 100 тысяч рублей, а не 700 тысяч, как сказано в законе.

«У меня был пролонгированный договор с банком. Половине людей с такими договорами Фонд начислил неполные суммы, а половине – выплатил все положенные 700 тысяч. Но, насколько я знаю, многих из них сейчас вызывают в суды и просят вернуть эти 700 тысяч», – рассказала Марина.

По её словам, как в случае с начислением неполной суммы, так и в случаях с требованием вернуть деньги, Фонд говорит дежурную фразу: «У вас неполный набор документов».

«Я эти 100 тысяч от Фонда не забрала. Не хочу подписывать согласие на передачу всех прав на свой депозит (28 тысяч долларов – прим.) Фонду. Жду, что что-то изменится, и они пересчитают мне выплату правильно. Уже писала об этом в прокуратуру», – добавила она.

Другая пострадавшая – Светлана, она уже получила решение одного из районных судов Севастополя, который без ответчика решил дело в пользу Фонда. Теперь женщина должна организации 700 тысяч рублей и больше 150 тысяч «необоснованных» богатств. Светлана рассказала, что судиться с «государством не собирается и, скорее всего, заключит с ними (Фондом – прим.) мировое соглашение, по которому в рассрочку в течение года выплатит всю требуемую сумму».

Среди всех дел удалось найти только одно, по которому решение суда принято не в пользу Фонда. Судья Вячеслав Радовиль в Севастопольском городском суде в конце ноября 2016 года полностью отменил решение Гагаринского районного суда, который обязал жительницу Севастополя вернуть АНО «Фонд защиты вкладчиков» больше 800 тысяч рублей.

По мнению адвоката, принимавшего участие в деле на стороне пострадавшей гражданки, решение Гагаринского суда было вынесено заочно, а лицу, с которого Фонд требовал деньги, даже не приходили повестки из суда.

«Обоснованность своих претензий на сумму больше 850 тысяч рублей Фонд объяснял неполным пакетом документов, отсутствием оригиналов банковских выписок. У нас было 30 дней на обжалование. Мы подготовили апелляцию и смогли объяснить коллегии из трёх судей, что человек ничего не должен возвращать», – рассказал адвокат.

По словам юриста, после внесения изменений в российский Федеральный закон, о которых сказано выше, политика Фонда заключается в том, чтобы поднять всю базу выплат и найти там, пользуясь «новым правом», любую зацепку, чтобы через суд забрать у людей деньги.

На вопрос о том, чем вызваны многочисленные иски к жителям Севастополя и как горожане должны предоставить оригиналы документов из украинских банков, которые раньше по закону не требовались, в севастопольском отделении «Фонда защиты вкладчиков» ответить отказались. В московском офисе АНО на неудобные вопросы также предпочли не отвечать, сославшись, что «разъяснить ситуацию смогут в «Агентстве по страхованию вкладов», которое является учредителем Фонда.

Ще на цю тему