UA EN

В Приднестровье по примеру России хотят взять на учет «иностранных агентов»

09:36 05.07.2017

В непризнанном Приднестровье идет работа над проектом закона «О некоммерческих организациях».

В его основу, по словам председателя комитета Верховного Совета непризнанного Приднестровья по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике Игоря Буги, лёг российский опыт, пишет Новости Приднестровья.

Инициатива вместе с идущими с ней в пакете поправками в законы «Об общественных объединениях», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ПМР» и Административный кодекс была рассмотрена на заседании комитета 3 июля. К обсуждению также были приглашены депутаты, не входящие в данный рабочий орган парламента, и представители общественных организаций.

Наибольшая дискуссия развернулась вокруг нормы, которой предлагается обязать некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, регистрироваться в качестве иностранных агентов. При этом предполагается, что госорганы должны будут контролировать такие организации более тщательно, а сами НКО, будут обязаны чаще предоставлять отчетную документацию в компетентные органы.

Всего, по подсчётам комитета, в непризнанном Приднестровье сегодня насчитывается около 200 общественных организаций, которым перечисляются деньги из-за границы.

По словам председателя Верховного Совета Александра Щербы, в конечном итоге нормативный акт должен позволить НКО, осуществляющим общественно-полезную деятельность, беспрепятственно работать на территории ПМР, однако при этом также необходимо установить барьеры, ограничивающие деятельность деструктивных организаций.

Аналогичную позицию высказал и представитель Министерства государственной безопасности Виктор Ильичёв.

«В сфере законотворчества, в сфере применения законодательства должен быть баланс между публичными интересами и частными. Никто не спорит, что есть сферы, где вклад некоммерческих организаций очень важен, весьма широк и огромен. Но вместе с тем, учитывая нашу непризнанность, уязвимость в этой части, некие контрольные механизмы всё-таки должны быть», — отметил Ильичёв.

Однако, по мнению председателя Координационного совета по технической помощи (организация, призванная осуществлять поддержку при реализации на территории ПМР благотворительных проектов за счет средств иностранных доноров) Евгения Бурмистрова, представленное в законопроекте определение политической деятельности может быть истрактовано очень широко, и при этом пока не ясно, какой государственный орган будет определять, осуществляет то или иное НКО политическую деятельность или нет.

При этом если НКО, получающее финансирование из-за рубежа, решит не регистрироваться в качестве «иностранного агента», однако впоследствии будет признано, что оно осуществляет политическую деятельность, руководству организации грозят административные санкции.

По мнению депутата Верховного Совета Олега Василатия, разграничить организации, ведущие политическую деятельность и НКО социальной направленности, не получится в принципе, так как в некоторых ситуациях деятельность даже узко направленных организаций может рассматриваться как политическая.

Однако, по словам парламентария, сама идея ведения реестра организаций получающих финансирование из-за рубежа актуальна и необходима. При этом, как подчеркнул Василатий, объём отчётности, который должны будут предоставлять в госорганы иностранные агенты, не должен быть чрезмерным, тогда как законопроектом предлагается обязать НКО заполнять столько бумаг, что они просто в них «погибнут».

Вице-спикер Верховного Совета Галина Антюфеева также выразила опасения, что слишком размытое определение «иностранного агента» и большой объём отчётности может попросту напугать и парализовать работу даже занимающихся, безусловно, социально-полезной деятельностью НКО.

«Этот закон создаст такие условия, что практически никто не захочет заниматься этой некоммерческой деятельностью», — выразила опасения вице-спикер.

Игорь Буга подчеркнул, что повышенные требования к контролю за организациями, индефицированными как иностранные агенты, необходимо для того, чтобы их деятельность была открытой и прозрачной.

При этом председатель Комитета напомнил, пока предлагается при вынесении законопроекта на пленарное заседание парламента не принимать законопроект в окончательном чтении, а проголосовать за уже сформированные таблицы поправок и продолжить работу над инициативой. В том числе могут быть уточнены и доработаны и спорные нормы, на которые указывали парламентарии и общественники.

В том числе предстоит и разработать механизм по снятию с НКО статуса «иностранного агента» в случаях, если организация перестала получать финансирование из-за рубежа или заниматься политической деятельностью.

Главный редактор газеты «Человек и его права» Николай Бучацкий выразил пожелание, чтобы принятый в итоге закон «стал первым шагом на пути нормализации отношений государства и некоммерческих организаций, спокойной, конструктивной работы».

Также журналист и правозащитник обратил внимание Комитета, что сам термин «иностранный агент» может быть понят оскорбительно и предложил использовать в законопроекте иную формулировку.

«В понятии моего поколения "иностранный агент" — это однозначно шпион. Какая необходимость в использовании этого термина?», — обратился Бучацкий к парламентариям.

Игорь Буга пояснил, данное понятие уже является устоявшимся и встречается не только в законодательстве России, но и других странах, в том числе и США. По мнению Олега Василатия, было бы целесообразно, чтобы вместе с термином «иностранный агент» указывалось, из какой страны НКО получает финансирование.

«Если допустим любая община или иная организация сошлётся на то, что она агент Российской Федерации, я думаю, она даже получит дополнительные очки», — отметил парламентарий.

Комитет предлагает вынести законопроект для рассмотрения парламентов во втором чтении на пленарное заседание 12 июля. Затем работа над инициативой будет продолжена и окончательное принятие его текста запланировано на осень.

Ще на цю тему