UA EN

Сын главного раввина России возглавил иудейскую общину в Симферополе

12:22 06.10.2017

Новым духовным лидером иудейской общины Симферополя стал сын главного раввина России Берла Лазара.

О том, для чего Федерация еврейских общин России (ФЕОР) направила раввина Йехезкеля Лазара в оккупированный Россией Крым, религиозный деятель рассказал по телефонуизданию НГР.

– Рав Йехезкель, вы теперь постоянно будете проживать в Крыму?

– Да, я здесь теперь живу с женой и дочерью. Мы здесь будем жить до тех пор, пока все евреи не уедут в Израиль, когда придет Машиах (Мессия. – ред.).

– У Крыма специфический статус в международном сообществе. Какие-то сложности в связи с новым назначением возникали у вас с единоверцами в США, Европе, Украине?

– Наши цели не политические, а духовные. В Симферополе и Крыму живут евреи, и им нужно организовать общинную жизнь. У меня есть друзья и в США, и в Украине, и они это понимают. Мы понимаем, что ситуация в Крыму непростая. Мы свое отношение выражаем так: для того чтобы рассеять тьму, нужно зажечь свечу. Палками рассеять тьму нельзя. Все мои друзья это понимают и поддерживают.

– Ясно, это единоверцы, но отношение политиков и чиновников в некоторых странах ведь может быть недоброжелательным? Не опасаетесь каких-то санкций?

– Я об этом даже не думал. Будущее в руках Всевышнего. Мы надеемся, что все понимают, что у нас нет политических целей, и сложностей не будет. Но если будут какие-то сложности – мы к этому готовы, потому что пришли сюда не отдыхать, а работать, помогать евреям. Если бы мы хотели легкой жизни, мы остались бы в Америке или Израиле, где все хорошо.

– В 2014 году вы уже приезжали в Крым. Почему пришлось ждать вашего назначения целых три года?

– Для того чтобы стать раввином, надо пройти обучение, получить «смиху» (рукоположение в духовное звание. – ред.), наконец, жениться. За прошедшие три года я обучился и женился. Надо сказать, когда я в первый раз посетил Крым, я даже не мечтал, что получу это назначение. Но жизнь так сложилась, и я этому очень рад.

– Чье это было решение – что вам следует служить в Крыму?

– Городская община долго просила для себя постоянного раввина у главного раввина России Берла Лазара. Как вы знаете, он мой отец. После 2014 года я еще несколько раз приезжал в Симферополь, и мне и моей супруге очень понравилась местная община и вообще регион. Мы решили, что наша цель не жить хорошо в Израиле или в Америке, а помогать еврейской общине, которая ждет раввина.

– Папа решил, что вам надо ехать в Крым, и вы в соответствии с традициями почитания отцовской воли исполнили это решение?

– Так получилось, что мой отец главный раввин, но это не он один решил. Направления для раввинов определяет не он один, это решение Федерации еврейских общин России.

– Вы сказали, что учились эти годы. Где?

– Сначала я два года учился в Америке, потом еще полтора года продолжал учебу в Израиле, потому что моя супруга – израильтянка. А потом сразу сюда переехали.

– За прошедшие три с лишним года вы заметили какие-то изменения в местной еврейской общине?

– Мне кажется, многое не изменилось. Это уже хорошо. Но есть и изменения к лучшему: люди осознают, что надо развивать общину. Три года назад люди еще не так осознавали, что надо объединяться. Совсем недавно мы отметили Рош а-Шана, и пришло много евреев. Думаю, три года назад прихожан было бы меньше. ФЕОР все это время пытается объединить все еврейские организации, которые есть в Симферополе. И раньше, конечно, действовали иудейские организации, но как бы сами по себе, даже отмечали праздники каждый по-своему. Сейчас мы стараемся всех объединить. За три года многое было сделано вместе.

– Сколько человек пришло на праздник в Симферополе?

– Примерно сто человек. Вам, наверное, кажется, что это мало, но мы считаем, что в городе проживают 15 тысяч евреев, если не больше. Я хожу по улице, и чуть ли не каждый день ко мне подходят люди, ведь по моему внешнему виду заметно, что я религиозный еврей. Даже, бывает, обращаются на иврите: это крымчане, которые раньше жили или сейчас живут в Израиле и по какой-то причине посещают Крым. Они даже не знали раньше, что в городе есть община, синагога.

– Как же все-таки вас называть: главный раввин Крыма? Или раввин Симферополя?

– Только Симферополя. Мы решили начать с Симферополя. Здесь еще много работы. Потом, надеемся, ФЕОР займется всем Крымом. Общины есть в разных городах, и туда тоже надо направить раввинов, потому что там тоже много евреев.

– В планах – создать объединение, чтобы структурировать иудейское сообщество Крыма?

– Да.

– ФЕОР во многих регионах построила свои общинные центры. Есть ли такой в Симферополе?

– Общинного центра нет, есть старая синагога, мы ее немного отремонтировали. Но в наших планах в скором времени построить большой общинный центр, который будет в себя включать и синагогу. Мы надеемся, что евреи, которые живут в Крыму, будут знать, что у них есть один адрес, по которому они могут получить все для еврейской жизни – и купить кошерные продукты, и посетить кошерный ресторан, и так далее. И не только местные евреи, но и туристы со всей России и даже со всего мира.

– Уже есть договоренность с властями?

– Правительство выделило место, но это еще не окончательно. Есть еще несколько этапов регистрации, но мы надеемся, что быстро пройдем все формальности. Времени очень мало, надо торопиться, это все понимают. Мы надеемся, что через три-четыре года сможем как минимум возвести здание, которое начнет уже функционировать.

– Вы ведете переговоры с властями города или республики?

– И города, и республики, и в Москве идут переговоры. Власти очень помогают. Им важно, чтобы здесь была еврейская жизнь.

– А с Сергеем Аксеновым встречались?

– Я лично еще не встречался, но надеюсь, скоро такая встреча будет. Он уже помогает. Я от многих слышал, что глава Крыма с пониманием относится к необходимости развивать еврейскую общину.