UA EN

Ради добычи песка продолжают разрушать античное городище Атезиан в оккупированном Крыму

09:54 10.10.2017

Руководитель Артезианской археологической экспедиции Николай Винокуров, занимающийся изучением памятника уже 30 лет, продолжает борьбу с разработчиками карьеров, которые создают угрозу уникальному памятнику.

К разработке близ памятника планировалось три карьера: Чигино-Салынский, Восточно-Салынский и Центрально-Салынский. В двух из них начались работы без предварительного археологического исследования, пишет KERCH. COM. RU.

В экстренном порядке археологи провели разведки, и в пределах зоны карьеров было найдено 30 курганов и 3 поселения эллинистического времени, пояснил ученый.

«Это вызвало большой резонанс, потому что перед этим, как выяснилось, разведки были уже сделаны, и делали их без открытого листа, что является грубым нарушением Федерального Закона 73 ФЗ. Эти работы производили крымские археологи, и по данным разведки ничего не было найдено. Наши же разведки, которые мы вели на протяжении нескольких месяцев, выявили памятники археологии, в том числе в зоне горного отвода», — сообщил Николай Винокуров.

Произошедшее, по словам археолога, заставило разработчиков карьеров провести полноценное обследование объектов. Для этого были привлечены специалисты из Саратова и Краснодара. Проблемы, однако, возникли с третьим карьером — он был расположен в непосредственной близости от некрополя и городища Артезиан — это единственный памятник, который на данный момент дал следы Боспоро-Римской войны, уточнил исследователь.

«Это памятник, к которому нужно относиться как к жемчужине Крыма», — добавил он.

По информации Николая Винокурова, Центрально-Салынский карьер разрабатывает ООО «Каравелла», и переговоры о проведении исследования объекта велись около полугода. Предполагалось, что работами займется уже завоевавшая доверие археологов компания, однако в конечном итоге добытчики нашли других людей для проведения разведки, несмотря на отсутствие у тех открытого листа на проведение исследований.

«Обычно делается так: если есть хозяйственный договор, под этот договор подается отдельная заявка, и потом под этот договор делается отдельный открытый лист — специальный, под этот карьер и под эту территорию. Выясняется, что договор заключен с другими людьми, у которых нет открытого листа, и при этом люди уже работают в поле», — пришел в негодование руководитель Артезианской экспедиции.

Вместе с другими археологами он выехал на место проведения разведки и обнаружил, что территория карьера опахана плугом. При этом борозда прошла по одному из курганов и средневековому поселению.

«Были вывернуты блоки, были вывернуты находки, поврежден культурный слой», — рассказал ученый.

Внутри карьера удалось обнаружить археологические шурфы, настолько неглубокие, что Артезинской экспедиции стало ясно: шурфирование не имело своей целью обнаружение исторических памятников.

«Большая часть шурфов имела глубину около 20 сантиметров, они даже не пробили грунтовой горизонт», — констатировал Николай Винокуров.

При этом в выбросах из шурфов ученые нашли фрагменты керамики, что говорит о необходимости полноценных исследований.

Кроме того, часть территории под разработку заходят на землю, которую заповедник намерен принять в охранную зону.

Николай Винокуров сообщил, что увиденное в карьере было заактировано, документы передали в «госкомитет по охране культурного наследия».

Ранее генеральный директор ГБУ «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» Татьяна Умрихина в ходе пресс-конференции заявляла о результатах независимой экспертизы, которая показала, что артезианский песок совершенно не годится для каких-либо строительных работ, поскольку содержит большое количество глинистых примесей.

Ще на цю тему