В Ереване ожидается многотысячный митинг протеста; в Баку подобный митинг прошел 12 марта
17 марта в Ереване ожидается многотысячный митинг протеста, организованный Армянским национальным конгрессом (АНК) во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном.
Акция, нацеленная на изменение внутриполитической ситуации, может принять долгосрочный характер. При этом почти одновременная активизация оппозиции в Азербайджане и Армении вызывает подозрения о существовании некоего общего сценария для двух враждующих республик, нынешние власти которых не могут прийти к компромиссу по Нагорному Карабаху.
Ситуация в Ереване стала накаляться 15 марта – бывший министр иностранных дел Раффи Ованнисян, ныне лидер парламентской оппозиционной партии «Наследие», гражданин США, объявил голодовку на площади Свободы.
Это та самая небольшая площадь, более похожая на сквер, возле Оперного театра, где проводил свои митинги в феврале 2008 года оспаривавший итоги президентских выборов Левон Тер-Петросян и где произошли первые столкновения оппозиционеров с силами правопорядка, которые в ночь на 2 марта завершились уличными боями, унесшими жизни 10 человек. К слову, АНК представил в мэрию Еревана заявку на проведение своего митинга на площади Свободы, но уже по сложившейся традиции получил отказ. И тогда на площади появился объявивший голодовку экс-министр.
Мотивы своего поступка Ованнисян объяснил прозаично: надоело жить в бесправной, беднеющей стране с ворохом проблем, для решения которых власти ничего не делают.
АНК и другие оппозиционные силы приветствовали решение экс-министра, однако своему плану изменять не стали. А он был оглашен еще 1 марта на митинге, посвященном третьей годовщине упомянутых выше трагических столкновений. Левон Тер-Петросян и его соратники выступили с жесткой критикой властей, не способных остановить безумный рост цен, разрушающих демократические ценности, заведших переговорный процесс по Нагорному Карабаху в невыгодную для армянской стороны плоскость и т.д. На митинге был сформулирован ряд ультимативных требований, при невыполнении которых оппозиция обещала устроить более многолюдный митинг 17 марта и радикализировать требования.
Власти ни одно из выдвинутых требований не выполнили. Президент Серж Саргсян в ходе одного из последних выступлений объявил о решении провести жесткие непопулярные, но необходимые реформы в фискальной и правоохранительных сферах. Однако благие намерения Саргсяна АНК не устроили. Пресс-секретарь Левона Тер-Петросяна Арман Мусинян подтвердил, что «акция в четверг состоится в любую погоду», «Митинг будет многочисленным. Ожидаем, что нас поддержат несколько десятков тысяч человек. На нем будут объявлены наши новые требования, о которых я пока говорить не могу», – заявил Мусинян. Он не подтвердил и не опроверг слухи о том, что акция может стать бессрочной.
Готовы к такому повороту и власти. В частности, глава полиции республики Алик Саркисян, отставки которого также требует АНК, на днях недвусмысленно заявил о готовности придушить в колыбели любую цветную революцию. «Революция – это ненормальное явление. Революция – это оружие. Я не позволю им спокойно гулять с оружием», – заявил он. Представители властных структур уверены в том, что нынешние акции протеста спровоцированы и подпитываются из-за рубежа. Правда, доказательств пока не предъявляют. В отличие от правоохранительных органов Азербайджана, перехвативших партию отштампованной за рубежом «революционной атрибутики» и установивших, что молодежь к волнениям в большинстве случаев подстрекают азербайджанцы, живущие за границей.
Правоохранительные органы Азербайджана жестко пресекли акцию протеста, состоявшуюся в Баку12 марта впервые за последние 6 лет. По официальным данным, в антиправительственной манифестации участвовало до 300 человек. Как утверждают оппозиционеры – не меньше тысячи, а было бы гораздо больше, если бы не превентивные действия полиции. Было арестовано 43 человека, 20 из них предъявлены обвинения в организации и участии в беспорядках, а 23 отпущены с «последним предупреждением». Практически одновременно в республике были закрыты несколько влиятельных НПО, возможно, имеющих отношение к активизации оппозиции. На призывы западных институтов, правозащитных организаций освободить заключенных и обеспечить людям свободу слова и гражданские свободы, азербайджанские власти пока не отреагировали.
«Одновременное внутреннее обострение в двух соседних республиках, отличающихся друг от друга не только экономическими возможностями и степенями свобод, наводит на мысль о разработке в одном из институтов одной очень сильной западной страны некоего общего сценария для Азербайджана и Армении. Там, с одной стороны, сильно разочарованы отсутствием сколько-нибудь значительного прогресса в урегулировании карабахской проблемы, мешающей общему развитию региона и толкающей враждующие стороны к внешнеполитической разновекторности, что, в свою очередь, отражается на стратегических интересах Запада. И в этом контексте возможен вывод – нынешние лидеры Азербайджана и Армении никогда не смогут договориться. А с другой стороны, там опасаются возможного прорыва в урегулировании карабахской проблемы, интенсификацией чего занялся президент РФ Дмитрий Медведев, устроивший за короткий срок ряд встреч на высшем уровне, завершившихся хотя и незначительным, но поступательным движением друг к другу Баку и Еревана.
Прорыв под российской эгидой приведет к серьезному усилению роли и влияния Москвы на Южном Кавказе. Это тоже в планы Запада не вписывается. Хотя, наверное, последние опасения завышены. Ситуация в Карабахе далека от разрядки. В частности, 16 марта утром официальный Баку заявил о готовности сбивать даже гражданские самолеты, которые могут направляться в открывающийся аэропорт столицы НКР Степанакерта», – отмечает ИА Кавказ Online.
По материалам Кавказ Online