UA EN

Отходы нефтебурения в Черном море «Роснефть» сливает на сельхозземли

21:46 13.02.2018

Нефтеразведочные работы на шельфе Чёрного моря, едва начавшись, уже обернулись проблемами для Краснодарского края. С платформы на берег начали возить отходы бурения, при этом немалая их часть вывозится в Темрюкский район, где просто сливается на сельскохозяйственные угодья.

Декларируемое компаниями «Роснефть» и Eni «строжайшее соблюдение экологических норм» с самого начала оказалось ложью, пишет Экологическая Вахта по Северному Кавказу.

Напомним, что в конце декабря прошлого года стартовал совместный проект «Роснефти» с итальянской компанией Eni по разведочному бурению на геологической структуре Вал Шатского. Оператором проекта является ООО «Шатскморнефтегаз» — совместное предприятие «Роснефти» и Eni, зарегистрированное в Люксембурге. Стороны несколько лет вели переговоры и подписали финальное соглашение только в мае прошлого года.

Как полагает «Роснефть», запасы нефти на Вале Шатского могут составлять до 600 млн. тонн. После проведения разведочных работ компания, как сообщают СМИ, «планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу». Делать всё это глава «Роснефти» Игорь Сечин намеревается «с использованием уникального опыта крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самой современной техники», для чего российские нефтяники, собственно, и привлекли своих итальянских коллег: в России попросту отсутствуют собственные технологии для глубоководного бурения.

Для производства разведочно-буровых работ осенью прошлого года в Чёрное море прибыла буровая платформа Scarabeo 9, принадлежащая итальянской компании Saipem. До начала зимы Scarabeo 9 стояла в румынском порту Констанца, а в начале декабря отправилась к российскому берегу и встала на точку на траверзе Новороссийска, на удалении 100-120 километров от берега.

В самом Новороссийске для обслуживания проекта на территории Новороссийского судоремонтного завода обустроена база снабжения, через которую с конца декабря начали поступать отходы, образующиеся в результате ведения буровых работ.

За дальнейшую судьбу опасных нефтесодержащих отходов «Шатскморнефтегаз» предпочёл не нести ответственности сам и, по сведениям, которыми располагает Экологическая Вахта, привлёк на правах подряда компанию Instar Logistics, которая, по имеющимся сведениям, не обладает даже лицензией на ведение данного вида работ.

Большая часть отходов с платформы Scarabeo 9 благодаря усилиям «Роснефти» и её некомпетентного подрядчика просто сливается в районе хутора Белый (Темрюкский район): отходы сюда завозят и сливают по ночам.

Участок, о котором идёт речь, находится в пользовании у ООО «Биопотенциал» (участок распложен северо-восточнее хутора Белый, недалеко от автодороги Старотитаровская — Темрюк), однако он никак не приспособлен для обращения с опасными промышленными отходами, поскольку относится к землям сельскохозяйственного назначения. Более того, здесь разбит плодовый и ореховый сад, однако даже на снимках из космоса видно, что посреди посадок расположены резервуары с тёмной жидкостью.

Для проверки этой информации в Темрюкский район выезжала группа активистов ЭкоВахты, которым удалось не только установить место предполагаемого слива, но и получить доказательства совершения экологического преступления.

Из разговоров с местными жителями выяснилось, что несколько лет назад на окраине хутора обосновалась некая «экологическая фирма», которая собиралась построить ферму для разведения навозных червей, а также производить биогумус. Чем же в итоге обернулся «экологический проект», никто из местных достоверно не знает, но практически все опрошенные люди, проживающие возле автодороги Старотитаровская — Темрюк, подтвердили, что в направлении «экофермы» и обратно регулярно курсируют автоцистерны, на которых видны потёки нефти.

Попытка провести общественную экологическую инспекцию территории самой «экофермы» с участием сотрудников ООО «Биопотенциал» успехом не увенчалась. На въезде группу ЭкоВахты остановила охрана предприятия, заявив, что здесь распложен «режимный объект».

Не желая вступать в конфликт с охраной, участники общественной инспекции решили обследовать прилегающую к «экоферме» общедоступную территорию — в частности, берега расположенного рядом обводного канала, который служит источником питьевого водоснабжения хуторов Белый и Стрелка. И буквально в нескольких сотнях метрах от КПП «Биопотенциала» — прямо на окраине плодового сада — активисты обнаружили вырытую в земле огромную яму, на дне которой была чёрная маслянистая жижа (было видно, что в эту же яму активно сваливают и бытовые отходы).

Обнаруженное место слива расположено буквально в нескольких десятках метрах от обводного канала, притом выше по рельефу местности — то есть загрязнённой нефтепродуктами воде ничто не мешает просачиваться в источник питьевого водоснабжения.

Сколько ещё таких ям распложено на смежных с территорией ООО «Биопотенциал» участках (но вполне очевидно, что это не единственное место незаконного захоронения отходов), установить не удалось, поскольку не прошло и двух минут с момента обнаружения места экологического преступления, как туда подъехал охранник (тот самый, который отказался пропустить участников общественной инспекции через КПП) и потребовал прекратить фотосъемку.

Сделать несколько снимков участникам инспекции всё же удалось — ими Экологическая Вахта сопроводила заявления в прокуратуру, Росприроднадзор и Россельхознадзор.

Ещё в середине января — как только на платформе Scarabeo 9 начались буровые работы — ЭкоВахта направила запрос в «Роснефть» и её «дочку» «Шатскморнефтегаз» с просьбой разъяснить схему обращения с отходами бурения. Ответ так и не был получен.

Проект глубоководного бурения в акватории Чёрного моря несёт колоссальные экологические риски, так как работы планируется вести на глубинах до 2200 метров в агрессивной сероводородной среде, и в случае аварии заглушить выброс углеводородов из скважины на такой глубине будет крайне сложно — и такая ситуация не только приведёт к экологической катастрофе, но и гарантированно уничтожит курортный бизнес на Черноморском побережье.

К рискам аварийных ситуаций при разведке и добыче нефти на Чёрном море добавляются и «плановый» ущерб, который будет выражаться как в постоянных утечках нефти при её перегрузке на танкеры, выгрузке в порту и т. п., так и в виде различных отходов, которые придётся вывозить на берег и каким-то образом утилизировать.

Заключение государственной экологической экспертизы по проекту бурения на Западно-Черноморской лицензионной площади Чёрного моря имеет сомнительный характер. Как с точки зрения её легитимности, так и с позиций учёта экологических рисков и проработки вопросов ликвидации возможных разливов нефти. О том, насколько обеспечена безопасность этого проекта, ничего не известно ни общественным экологическим организациям, ни жителям России, так как по нему не были проведены общественные обсуждения и процедура оценки воздействия на окружающую среду осуществлена в тайне от общественности.

Ще на цю тему