UA EN

Крымская экономика без мифов (3). Эксклюзив BlackSeaNews

Крымское производственное объединение "Титан" в Армянске, с сайта kate-zvirgzde.livejournal.com

Андрей КЛИМЕНКО
председатель Таврического института регионального развития
заслуженный экономист АР Крым
главный редактор BlackSeaNews

Татьяна ГУЧАКОВА
директор Таврического института регионального развития
руководитель проекта BlackSeaNews

Продолжение, начало:

Крымская экономика без мифов (1). Эксклюзив от BlackSeaNews
Крымская экономика без мифов (2). Эксклюзивная аналитика BlackSeaNews

Вначале кратко напомним всегда торопящемуся читателю «краткое содержание предыдущих серий».

1) Авторы убеждены, что распространенные представления о крымской экономике имели мало общего с реалиями в прошлом. Они сильно искажены в массовом сознании и в настоящем. А это, в свою очередь, может существенно повлиять на проектирование будущего.

2) Авторы считают, что до распада СССР главной функцией Крыма была военная – но это было так засекречено, что до сих пор никто в это не верит :)). Военная функция состояла из 2-х частей: собственно военной базы (флот, космические войска, авиация...) и военного машиностроения, представленного приборостроением, судостроением и отраслевой наукой.

3) Второй по значимости в советское время следует считать функцию Крыма как крупнейшего "консервного цеха" СССР, производившего весомую долю рыбных, фруктовых и овощных консервов, вина и т.п. (о широко известной «всесоюзной здравнице» – разговор особый и отдельный: он еще впереди).

4) Почти все это в 1990-е годы самоликвидировалось в результате стихийных рыночных процессов. В оборонно-промышленном комплексе главной причиной стала его ненадобность при невозможности конверсии. В пищевой промышленности – многолетняя задержка приватизации в Крыму (по политическим мотивам) в сравнении с другими регионами Украины. В результате этого самоликвидировалась консервная промышленность и деградировала ее сырьевая база – садоводство и овощеводство.

5) Современная структура экономики Крыма контурно прорисовалась к 1995 году, окончательно сложилась к 2001 и с тех сильно не изменилась. Она примитивна, но устойчива. Формально 1-е место в ней занимает пищевая промышленность, а на 2-м месте – химическая.

Однако, это уже совсем не та пищевая промышленность – ни по объемам, ни по номенклатуре продукции. В основном она обеспечивает внутрикрымский спрос, а за пределы Крыма агропромышленный комплекс поставляет зерно и вино (производство которых снова вышло примерно на советский уровень), а также водку и коньяк, производство которых в равнении с 1980-ми годами увеличилось в 5-6 раз.

А вот химическая промышленность – та же самая, которая была в советские времена...

Лидерские позиции химической промышленности в современной экономике Крыма обусловлены не какими-то чудесами, а сохранением производственных мощностей, экспортным характером продукции и до сих пор высоким спросом на внешних рынках.

Крымский содовый завод в Красноперекопске, фото morontt с сайта panoramio.com

Заметим, правда, что пока это лидерство имеет место при почти тех же объемах производства, при которых в советские времена химия имела долю лишь 7,5% в крымском промышленном производстве и делила 3-4 места с легкой промышленностью...

Это свидетельствует об отсутствии интенсивного развития в предыдущие годы, хотя, конечно, за эти же годы были вложены немалые инвестиции в крымское химическое производство – без них, с учетом технологических особенностей, не удалось бы сохранить и этот уровень.

Таблица 9. Динамика некоторых показателей химической промышленности

Сохранению химической отрасли (а фактически – трех из четырех химических заводов Северного Крыма) способствовал льготный режим налогообложения в Северокрымской экспериментальной экономической зоне (СЭЭЗ) “Сиваш” в 1996-2001 годах. Об этом свидетельствуют значения индексов объема производства, начиная с 1998 года.

Рост начался через 1-2 года после того, как когда химические предприятия Северного Крыма получили льготу по налогу на прибыль при условии ее реинвестирования в развитие производства, а также право беспошлинного ввоза нового оборудования. Заметим, что нижняя точка падения была за счет этого пройдена крымской химической отраслью на 2 года раньше, чем в целом в Украине (экономический рост в СЭЭЗ "Сиваш" начался в 1998, а в стране – в 2000 году).

Сохранение крымской большой химии можно считать пока единственной успешной, но локальной по масштабам и непродолжительной во времени, попыткой осмысленного влияния на структурные процессы в крымской экономике.

Но в целом крымская экономика в прошедшие 20 лет "предпочитала" стихийную реструктуризацию – так сказать, чистый рыночный эксперимент :).

Стихийность особенно сильно проявилась с 2003 по 2008 годы, когда имела место существенная рыночная девиация – земельно-строительная, которая к настоящему времени завершилась из-за кризиса.

В те годы наблюдалось развитие мощного рыночного, преимущественно теневого, кластера, который обслуживал продажу-покупку и застройку земель – “земельно-строительная лихорадка”.

Его размер невозможно оценить по данным официальной статистики. А по экспертным оценкам он был сравнимым с объемами официального валового продукта автономии

Валовой региональный продукт Крыма в 2008 году составил 27,4 млрд. грн, то есть приблизительно 3,4 млрд. долларов США. Это отвечает рыночной стоимости на теневом рынке всего лишь приблизительно 1 – 1,5 тысяч гектаров земли в период наивысших цен (до 3-3,5 млн. долларов за гектар).

Учитывая, что только за последнюю половину 2010 года по искам прокуратуры Крыма возвращено около 2 000 гектаров земли, становится понятным масштаб теневого земельного рынка.

Даже без учета строительного рынка и связанных с ним коррупционных платежей, которые составляли по некоторым оценкам до 50% рыночной стоимости жилья, можно утверждать, что именно теневой земельно-строительный рынок был основной „отраслью экономики” полуострова в 2006-2008 годах.

Если рентабельность гостиничного бизнеса считается высокой, когда достигает 10-15%, то рентабельность строительства элитного жилья в Крыму составляла до кризиса 2008 года до 500%.

В связи с этим в течение 2000-х годов роль одного из главных драйверов крымской экономики выполняла, наряду с упоминавшейся химической промышленностью, строительная отрасль, хотя официальные статистические показатели ее удельного веса (в связи со значительной теневой составляющей при продаже квартир и выполнении работ) не демонстрировали резкого роста.

В результате обвала рынка недвижимости в 2008-2009 годах этот кластер потерял актуальность, нанеся, однако, значительный вред экономике Крыма и оставив негативные последствия на годы вперед.

Главным из них является профессиональный и моральный упадок крымской элиты, развращенной легкими коррупционными “земельными” прибылями, а также в значительной мере – потеря внутренних источников формирования бюджетов развития местных общин в результате передачи значительных площадей рекреационных земель под коммерческую застройку.

Остаются пока мечтами надежды на транзитно-транспортный потенциал Крыма, реальные показатели свидетельствуют о снижении в 2-5 раз объемов перевозок в сравнении с советским периодом.

Таблица 13. Грузооборот по видам транспорта, млн. тонно-километров

Таблица 14. Перевозка пассажиров по видам транспорта общего пользования, млн. чел.

Впрочем, удивляться здесь нечему. Ответ на вопрос о причинах этого дает карта международных транспортных коридоров в Черноморском регионе (источник – Центр Разумкова). Из нее понятно, что все международные транспортные коридоры обходят Крым...

В 1999-2004 годах была предпринята попытка коррекции структуры крымской экономики путем создания территорий приоритетного развития (ТПР) и свободных экономических зон на территории сразу 9 городов и районов Крыма. Но она успеха не имела.

Привлечь значимые по объему и направленности иностранные инвестиции, в т.ч. в проекты промышленного развития, на территории Крыма не удалось, кроме незначительного объема российских и украинских инвестиций в гостиничные проекты в Ялте и Алуште.

В целом, работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику Крыма в последние 20 лет терпела неудачу.

Таблица 10. Динамика некоторых показателей инвестиционной деятельности

Примечание: обращаем внимание читателей – строка в таблице «Прямые иностранные инвестиции (на начало года)» означает количество инвестиций «накопительным итогом», то есть за все годы с начала периода статистического учета. Таким образом цифра 718,4 в 2010 году означает, что по состоянию на 1 января 2010 в экономику Крыма, начиная с 1996 года, поступило 718, 4 млн. долларов инвестиций – то есть за 14 лет...

При этом не нужно питать иллюзий и делать поспешных выводов, наблюдая некоторое увеличение динамики прироста инвестиций в 2006-2008 годах – причиной этого была "земельно-строительная лихорадка"...

Повторим еще раз слова, которыми мы закончили предыдущую публикацию:

После кризиса 2008-2009 и исчезновения „мыльного пузыря” на земельно-строительном рынке стали очевидными фундаментальные структурные недостатки крымской экономики, стратегические ошибки, потерянное время, ненадлежащее управление, и связанное с этим критическое накопление нерешенных проблем.

С середины 2010 года в Крыму начала осуществляться попытка системного исправления структурных перекосов и стратегических ошибок прошлых лет. Альтернативы этому нет. Однако эта задача крайне сложна и требует нестандартных решений

Продолжение следует

Эта статья в журнальном варианте на украинском языке опубликована в сборнике материалов Центра Разумкова «Качество жизни крымчан и перспективы его улучшения в контексте реализации Стратегии экономического и социального развития Крыма на 2011–2020 годы.

span style=