Ахмет Бюлент Мерич: В Украине есть противники отмены виз с Турцией
Фото Юлия Берлач с сайта http://jul.sumno.com
Татьяна ОМЕЛЬЧЕНКО, Мыкола ПИДВЕЗЯНЫЙ, Weekly.ua
Подбор фото – как всегда BlackSeaNews
Ахмет Бюлент Мерич – посол Турции в Украине. Родился в 1957 году. Учился в Анкаре и Великобритании (специальность «международные отношения»). Работал в МИДе Турции (департамент Совета Европы), в постоянном представительстве Турецкой Республики в офисе ООН (Женева), а также в посольствах в Израиле, Японии, Финляндии, Иране, Сингапуре.
С декабря в 2009 года — посол в Украине. Владеет английским и французским языками. Женат, имеет двух детей.
– Господин посол, Турция стала инициатором создания свободной экономической зоны с Украиной. Этот проект сдвинулся с мертвой точки?
– Если посмотреть на мир, мы увидим, чего достигли развитые страны, окружив себя зоной благосостояния. Это касается Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким же способом мы желаем создать зону благосостояния с нашими соседями. И Украину рассматриваем именно с этой позиции, предлагая создать между нашими государствами свободную экономическую зону, ведь турецкая и украинская экономики дополняют друг друга. Это обеспечит свободное передвижение товаров, капитала и людей между нашими странами.
Во время визита в Киев турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в январе этого года на высшем уровне достигнуто соглашение о создании зоны свободной торговли, далее дело за специалистами. В мае мы начинаем переговоры по данному вопросу.
– На каком этапе находится решение вопроса об отмене визового режима между нашими государствами?
– Во время визита премьера Эрдогана в Украину стороны договорились об отмене виз. Переговоры по этому поводу состоялись в середине апреля, сейчас продолжается работа над текстом соглашения, предложенного турецкой стороной. Но я все же не могу прогнозировать, когда закончатся переговоры.
– Почему?
– Я должен отметить, что в обеих странах на высших уровнях есть разная политическая воля. Турция уже давно заявила о готовности отменить визы для украинских граждан. Украинцы также ожидают этого, к тому же в Турции проживает значительное количество украинцев. Однако в некоторых украинских государственных органах есть противники данного решения.
– Какие у них аргументы?
– С вашей стороны есть озабоченность, что слишком много турецких граждан будет приезжать в Украину. Некоторые украинские учреждения обеспокоены тем, что в случае установления безвизового режима с Турцией Украина не получит таких же условий с ЕС.
Посол Турции Ахмет Бюлент Мерич во время визита в Крым в апреле 2011: встреча с премьер-министром Крыма Василием Джарты, фото с сайта www.ark.gov.ua
– Если Украина все же добьется безвизового режима с ЕС, это может повлиять на турецко-украинские отношения? Ведь ЕС настойчиво не желает принимать Турцию в свои ряды...
– Турция полностью поддерживает желание Украины стать членом ЕС, и если это случится, двусторонние дипломатические отношения не пострадают в любом случае. Турция — страна, которая стремиться в ЕС, и, невзирая на трудности политического характера, мы продолжаем переговоры относительно вступления. Имея 73-миллионное население и быстро растущую экономику, Турция является крупным партнером для ЕС. Мы также продолжаем переговоры относительно визовых вопросов. Я полностью убежден, что в какой-то момент Турция все же станет членом ЕС. Союз также это видит, поскольку ЕС не сможет быть сильным без Турции. Однако в вопросах времени и условий вступления единодушия пока нет.
– В ночь на 31 мая 2010 года израильский десант напал на турецкое судно, которое направлялось в блокированный палестинский анклав с гуманитарным грузом. В результате столкновения погибло девять человек. Стабилизировались ли турецко-израильские отношения?
А. Б. М. К сожалению, сегодня мы не можем говорить о нормализации отношений. Есть определенные условия, которые должен выполнить Израиль, так как против Турции было совершено преступление и нарушен ее суверенитет.
– Какие это условия?
– Мы ожидаем, что израильская сторона признает факт преступления и накажет виновных, а также официально извинится и возместит Турции моральные и материальные убытки. Пока ни одно из этих условий не выполнено. В ситуацию вмешались международные организации: этот вопрос рассматривается на уровне группы экспертов генерального секретаря ООН и Совета по правам человека. Все они не поддерживают Израиль. Позиция Турции направлена против нынешнего израильского правительства, которое не уважает права человека и гуманитарные вопросы, а не против народа Израиля. Сейчас турецко-израильские дипломатические отношения находятся на самом низком уровне: в Израиле нет нашего посла, а лишь Временный Поверенный. В этом году возвращается в свою страну посол Израиля в Турции и, я слышал, преемник не будет назначен.
– За последний год между руководителями наших стран состоялось немало официальных контактов. Смена власти у нас способствовала улучшению украинско-турецких отношений?
– Безусловно. После прихода к власти Януковича в Украине установилась политическая стабильность, что дает возможность воплощать в жизнь общие проекты. Турция поддерживает его деятельность, направленную на проведение реформ. Кроме того, президент Янукович и премьер Эрдоган хорошие друзья, что содействует развитию отношений между нашими странами.
Посол Турции Ахмет Бюлент Мерич во время визита в Крым в апреле 2011: встреча с премьер-министром Крыма Василием Джарты, фото с сайта www.ark.gov.ua
В течение длительного времени обмена визитами на высоком уровне у нас не было. После победы Януковича наш премьер-министр посетил Украину. Соответственно, оживилось и дипломатическое движение. Турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу за это время дважды посетил Украину. Также приезжали наши министры транспорта, энергетики, внутренних дел, внешней торговли. А премьер Азаров и спикер Литвин побывали в Турции.
– Что было не так в наших отношениях при президенте Ющенко?
– Не было политической стабильности. Каждая ветка власти имела свою точку зрения относительно Турции.
– В марте премьеры Азаров и Эрдоган в Стамбуле обсуждали вопрос активизации сотрудничества в энергетической и торгово-экономической сферах. Каковы конкретные результаты данной встречи?
– Визит премьер-министра Азарова в Турцию был очень плодотворен. За несколько дней до этого состоялось заседание общей рабочей группы по вопросам энергетики, где было достигнуто согласие, что наши страны являются партнерами, а не конкурентами. Турция проявляет интерес к общей добыче природного газа на Черноморском шельфе и закупке в Украине электроэнергии. Мы намерены сотрудничать в вопросах добычи угля и желаем воспользоваться украинским опытом в области атомной энергетики.
– Каким именно опытом?
– В частности, в сфере безопасности атомных электростанций. Украина пережила чернобыльскую трагедию и получила неоценимый опыт. Будучи ответственным партнером и надежным соседом, Турция хочет в ближайшее время видеть решение проблем, оставшихся после чернобыльской аварии. Именно по этим соображениям мы решили сделать взнос в 1 млн. евро на недавней Конференция стран-доноров по финансированию работ на ЧАЭС. В Турции пока нет атомных электростанций, есть лишь два проекта возведения подобных объектов — одной на юге и другой на севере страны.
– Турция позволила России провести технико-экономическое обоснование проекта «Южный поток» (российско-итальянско-французский проект газопровода, который должен пройти по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. — Ред.). Уже есть результаты?
– Мы позволили России провести определенные исследования в нашей черноморской специальной экономической зоне, но технические расчеты еще не закончены. Хотя уже можно сказать, что «Южный поток» — проект чрезвычайно высокой себестоимости.
– Экономика Турции сегодня на подъеме. В чем секрет «турецкого экономического чуда»? Какие реформы проводятся сегодня?
– В период мирового кризиса турецкая экономика продолжает расцветать. Сегодня она достигла 15-го места в мире. До 2023 года (к 100-летию провозглашения Турецкой Республики) мы планируем войти в десятку ведущих экономик мира. За последние три года наша экономика в среднем выросла на 7%, а за первый квартал 2011 года был зарегистрирован рост в 11%.
– Благодаря чему достигнуты такие показатели?
– Во-первых, строгая бюджетная дисциплина: мы принимаем бездефицитные бюджеты. Во-вторых, полноценная деятельность рыночных сил. В-третьих, благоприятный климат для иностранных инвестиций. Кроме этого, свою роль также сыграл дух предпринимательства, присущий туркам.
В результате перехода к полноценной рыночной экономике в Турции значительно выросли цены (в нашей стране одни из самых высоких цены на горючее), однако турецкие граждане поняли необходимость экономии.
В будущем Турция планирует стать экономическим центром региона. Стамбул развивается как торговая и финансовая столица: отсюда можно попасть в любую точку мира. Облегчены таможенные процедуры, приватизированы порты, в результате чего они работают эффективнее. В центре страны быстро растут железнодорожные и автомагистрали. Таким образом, не только страна стала большим рынком, но и турецкие предприниматели получили легкий доступ к другим рынкам.
– Назовите три основных сектора турецкой экономики, локомотивы экономического роста...
– Это машиностроение и связанные с ним сферы, металлургия и текстильная промышленность, но ее доля постоянно уменьшается. Очень весомый вклад вносит туризм.
– Какие страны лидируют по объемам инвестиций в Турцию?
– Страны ЕС. Но доля азиатских стран постоянно растет. У Турции с ЕС — таможенный союз, это привлекает азиатских инвесторов, дает им выход на европейский рынок. К сожалению, из Украины заметных инвестиций нет. Зато более 600 компаний в Украине имеют турецкий капитал, а непосредственные турецкие инвестиции в вашу страну составляют $1,3 млрд.
– Назовите крупных турецких инвесторов в Украине...
– Что касается крупнейших, я могу говорить о «Догуш Иншаат», «Аларко» и консорциуме YDA, которые осуществляют проект строительства терминала «Д» в аэропорту Борисполь, телефонном операторе Life (с турецкой стороны его акционером является Turk Cell), также функционируют банки с турецким капиталом. Конечно, это не весь перечень.
– Ожидает ли Турция наплыва туристов из Украины в связи с событиями в Египте и Тунисе? И изменится ли в этом сезоне стоимость отдыха?
– В 2011 году наблюдается заметный рост интереса украинцев к нашему государству. Здесь нет ничего удивительного. Наша страна обладает новейшей в мире туристической инфраструктурой. Мы разработали новые концепции размещения туристов и развлечений для них. В прошлом году Турцию посетило 26 млн. иностранцев, прибыли получено $22 млрд. Цены на отдых в нашей стране останутся стабильными.
– Кстати, в прошлом году туроператоры, работающие в турецком направлении, столкнулись с финансовыми проблемами. В результате чего наши туристы оказались в чужой стране фактически на улице. Турецкая сторона вмешивалась в урегулирование этого вопроса?
– Конечно, в результате тех событий около 1000 человек остались без мест в гостиницах. Турецкое правительство вмешалось и бесплатно приняло всех пострадавших, а также обеспечило возвращение их в Украину. Я рекомендую украинским туристам не особо доверять дешевым предложениям, а больше внимания обращать на качество пакета.
– Согласитесь, что для нашего туриста Турция — уже давно протоптанный маршрут. И все чаще он ищет чего-то более необычного. Есть ли в Турции то, чем еще можно удивить и привлечь наших путешественников?
– Да. Мы предлагаем не только солнце, море и песок. В Турции активно развивается еще и тематический туризм. Я рекомендую украинцам посетить Турцию с целью религиозно-исторического, горного, зимнего туризма или даже поиграть в гольф.
– Откроется ли этим летом обещанный турецкой стороной паромный маршрут Синоп — Ялта?
– Турецкая сторона очень бы хотела этого, но есть несколько проблемных мест. Прежде всего, осуществлением данного проекта в будущем будет заниматься не правительство, а частный сектор. Таким образом, надо привлекать и поощрять разные компании. Однако в данное время портовые сборы у вас высоки, а таможенные процедуры с украинской стороны сложны и суровы. В то время как украинцы могут легко получить визы в турецких пунктах въезда, турецкие граждане должны платить $100 за срочную визу. Это делает поездку в Украину не очень привлекательной.
Ще на цю тему
- 04.01.2025 Сибіга обговорив із главою МЗС Туреччини питання безпеки у Чорному морі
- 07.11.2024 Україна передала Туреччині списки тяжкохворих кримських політв’язнів, яких утримує РФ – Лубінець
- 24.10.2024 Baykar підписала договір про співпрацю з Україною
- 22.10.2024 Сибіга розповів про зустріч з міністром оборони Туреччини
- 21.10.2024 Сибіга розпочав візит до Туреччини із зустрічі з українською громадою
- 03.08.2024 Умєров після зустрічі із міністром оборони Туреччини: Є конкретні домовленості та результати
- 02.08.2024 Туреччина ратифікувала угоду про ЗВТ з Україною
- 26.07.2024 Завод Bayraktar запрацює на повну лиш після завершення Великої війни
- 08.07.2024 Україна продовжує постачати авіаційні двигуни до Туреччини
- 07.06.2024 Енергетичні судна: Україна знову веде перемовини із Туреччиною
- 31.05.2024 Україна домовляється з Туреччиною про встановлення мобільних електростанцій
- 28.05.2024 Україна закриває «Паспортний сервіс» у Туреччині - у Міграційній службі назвали причину