UA EN

Черная дыра для бюджетных средств: в Москве удивляются, куда Севастополь девает их деньги

08:00 01.12.2021

Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич оценила, как Москва распределяет средства между российскими регионами и оккупированным Крымом.

Данные даже экспертам кажутся странными. Об этом Зубаревич рассказала в эфире радио «Эхо Москвы», ришет Информационное агентство GuildHall.

Зубаревич подчеркнула очевидное неравенство между российскими регионами, куда РФ относит и временно оккупированный Крым, и предельную непрозрачность распределения федеральных средств между краями и областями.

В 2021 году, по словам Зубаревич, объём перечисляемых из федерального бюджета средств был сокращён по сравнению с 2020 годом для 43 регионов. Но есть несколько краёв и областей, которым, напротив, досталось денег больше, чем годом ранее, – это Чечня, Мордовия, Тыва, Чукотка, Магаданская область и оккупированный Севастополь. Причём понять, что их объединяет, крайне сложно.

Самая прозрачная дотация из всех существующих – так называемая дотация на бюджетное выравнивание: когда федерация подтягивает регионы, обделённые природными богатствами, выгодным географическим положением и прочими преимуществами для развития налогооблагаемой базы, до некоего среднего уровня. Эта дотация рассчитывается по специальной формуле, поэтому тут, как сказала Зубаревич, всё более или менее честно. Но она составляет лишь 23% от общего объёма межбюджетных трансфертов. Остальное же – сплошная тайна.

В качестве примера были приведены дотации, распределяемые различными министерствами, — в основном, по словам Натальи Зубаревич, они направляются на реализацию нацпроектов. За 9 месяцев 2021 года, по словам профессора, их объём вырос по сравнению с 2020-м более чем на 20%. И все они жёстко расписаны — куда и на что направляются средства. Однако понять, чем именно руководствуется министерство, принимая такое решение, невозможно.

Система распределения денег не только непрозрачна — она лишает регионы возможности распоряжаться деньгами по своему усмотрению. А в итоге, как миллионы раз говорилось на всех уровнях, лишает местные власти инициативы и приучает их рассчитывать просить и ждать, что дадут.

По словам Зубаревич, обязанности губернаторов, подчёркивает она, свелись к хождению по федеральным министерствам и выбиванию средств.

Но некоторые из них находятся на особом положении. В частности, от необходимости обивать пороги кабинетов, по мнению Зубаревич, избавлен глава Чечни, а также так называемый «глава» Севастополя.

На ситуации в Севастополе Наталья Зубаревич остановилась отдельно, подчеркнув: объём трансфертов для города федерального значения для оккупантов, в отличие от большинства российских регионов, в 2021 году существенно вырос.

Но самое удивительное Севастополю даже при таком «золотом дожде» не удалось избежать 2%-го бюджетного дефицита. Всё это, подчёркивает эксперт, серьёзный повод разбираться, «что творится с системой расходов» в регионе. При этом объём трансфертов для оккупированного Крыма уже сократился — связано это с окончанием строительства трассы «Таврида»:

«Так что я предупреждаю власти Севастополя – и у вас этот праздник закончится. Старайтесь всё-таки по одёжке протягивать ножки»,–сообщила Зубаревич.

Ще на цю тему