В Черноморском регионе ответственность Украины пропорциональна ее береговой линии
Место и роль Украины в Черноморском регионе: Позиции специалистов
Заочный круглый стол Центра Разумкова
Украине решать, насколько важна для нее роль
в Черноморском регионе и будет ли эта роль конструктивной и объединительной
Юлиан КИФУ (Iulian Chifu),
директор Центра предупреждения конфликтов и механизмов раннего предупреждения (Conflict Prevention and Early Warning Center),
профессор Национальной школы политических и управленческих исследований (National School for Political and Administrative Studies), Румыния
Перевод с украинского и фото Андрея Клименко, BSN
— Как Вы оцениваете текущую геополитическую ситуацию в Черноморском регионе и перспективы ее последующего развития (5-15 лет)?
— В настоящее время Черноморский регион как геополитическая и безопасностная концепция, объединяющая девять стран — Румынию и Болгарию от ЕС и НАТО, Турцию — еще одну страну НАТО с миллионной армией и сторожа Босфора, три кавказских страны — Грузию, Армению и Азербайджан, и еще три постсоветских страны — Россию, Украину и Молдову, являются узлом безопасности первоочередной важности, а связки отмеченных стран институционализированы на наивысшем уровне.
Мы имеем отношения всех этих стран с НАТО: в форме членства, особого партнерства (Украина, Россия), или индивидуального партнерства ради мира (другие страны). Мы также имеем отношения с ЕС — в рамках членства, Восточного партнерства и Европейской политики соседства, Черноморской синергии и, для западных стран, Дунайской стратегии.
Все страны являются участницами Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и нескольких региональных объединений на уровне их отдельных территорий.
Заслуживает внимание стратегическое и особое партнерство между странами региона.
В частности — важное партнерство Турции и России, очень крепкое экономически и стратегически, которое, однако, может ослабнуть в случае угрозы фундаментальным интересам Турции. Это партнерство в настоящий момент очень хорошее, но стратегический вес обеих стран изменяется, и
в обозримом будущем мы будем иметь Турцию с большей численностью населения и более высокими темпами развития, чем Россия.
Юлиан Кифу (первый справа) на конференции по вопросам Черноморской безопасности в Одессе 25 мая 2011 года
Турция уже является десятой экономикой мира и имеет огромное значение для всех партнеров и соседей.
Транзитные возможности и устойчивость внешних отношений надежно обеспечивают ее энергоресурсами и позволяют быть важным транспортным узлом, реэкспортером газа и нефти.
Имеем также российско-украинское партнерство, заложенное в Харькове, с продлением пребывания Черноморского флота в Севастополе и параллельными торговыми соглашениями, которые привязывают Киев к Москве. Есть партнерские связи меньшего масштаба, как румыно-турецкое стратегическое партнерство, задокументированное и готовое к дальнейшему развитию, а также устоявшееся румыно-грузино-азербайджанское энергетическое партнерство.
Однако, в регионе имеем и конфликты. Замороженные конфликты — которые в последнее время, после российско-грузинской войны, стали «менее замороженными».
Российско-грузинская война лишила Абхазию и Южную Осетию «замороженного» статуса. Одностороннее признание их суверенитета Россией (после оккупации территории суверенной европейской страны — впервые после Хельсинских соглашений 1975 г.) — стало живым свидетельство российского ревизионизма, вместе с предложениями Д. Медведева, Валдайской группы и С.Караганова относительно пересмотра системы европейской безопасности (1).
Имеем также замороженный этнический конфликт в Нагорном Карабахе, где Армения не желает уходить с оккупированной территории Азербайджана и разрешить возвращение беженцев, организацию и проведение местного референдума, о судьбе населения Нагорного Карабаху в пределах территории Азербайджана.
Конфликт подогревается, поскольку стратегический вес обеих стран существенно изменился в пользу Баку, а условия складываются так, что страна, которая отказывается от компромисса или предпринимает первый шаг к войне, проигрывает.
Юлиан Кифу (справа) на конференции по вопросам Черноморской безопасности в Одессе 25 мая 2011
Также имеем не этнический, но стратегический замороженный конфликт в Приднестровье, полоске земли с российской армией и складами оружия в тылу Украины — для поддержания баланса и убедительного предостережения Киева — от независимых шагов и Молдовы — от европейских надежд.
Наконец, важно, что мы имеем в регионе настоящую войну, очень агрессивную и жестокую, с многочисленными жертвами, войну на Северном Кавказе, которая распространяется на побережье Черного моря, до Ставрополья, а с другой стороны — на Татарстан и Башкирию, войну террористическую, сепаратистскую, религиозную, которая подпитывается исламским экстремизмом и обучением жителей в воюющих регионах мира, в Афганистане и Пакистане, с людьми, готовыми к самоподрывам и боевым действиям в горах, способным к операциям в центре Москвы, какие они уже неоднократно проводили в столичном метро или в аэропорту Домодедово.
Это вызывает обеспокоенность во всех странах региона, особенно в Украине (поскольку это происходит вблизи ее границ, по ту сторону Керченского пролива и Азовского моря) — но также и в Румынии.
Таким образом, мы имеем регион, где уровень взаимосвязей можно оценить как высокий, где есть и сотрудничество, и конфликты, — и будущее которого очень важно для более широкого пространства. Это важно, поскольку стабильный Черноморский регион может стабилизировать Ближний Восток, Северный Кавказ, Ирак и Афганистан, а также, в будущем, Иран.
Это регион транзита, где худшее, что может произойти — это война, спровоцированная изнутри,
как российско-грузинская война, где стороны, которые противостояли друг другу, имели огромный дисбаланс сил, но которая, однако, засвидетельствовала низкий уровень боевой готовности и недостатки в подготовке и планировании операций российской армии. К сожалению, это, а также неудачи на Северном Кавказе и распространение этой тлеющей войны, демонстрируют трудности как в решении Россией подобных проблем, так и в привлечении поддержки других стран, когда Москва этого требует.
Регион может двигаться к сотрудничеству и стабилизации или наоборот — к нестабильности и опасности. Это зависит от нынешних событий в бурном мире и от мудрости лидеров, их способности предвидеть результаты и побочные последствия их шагов и действий.
Юлиан Кифу на конференции по вопросам Черноморской безопасности в Одессе 25 мая 2011
— Каковы место и роль Украины и Крымского полуострова в системе безопасности Черноморского региона?
— Украина может играть выдающуюся роль в регионе, если действительно станет политически независимой и будет хотеть настоящей территориальной целостности и контроля над всей страной. В Черноморском регионе Украина должна взять на себя ответственность, пропорциональную ее береговой линии.
В этом смысле продление пребывания Черноморского флота в Севастополе является не лучшим сигналом. Напротив, это свидетельствует о своеобразном отступлении или отказе от своих прав и обязанностей.
Более того, будущие изменения в качестве вооружений российского Черноморского флота и возможное поступление на вооружение вертолетоносцев «Мистраль», кораблей и подводных лодок (согласно объявленному в Москве плану перевооружения российских Вооруженных сил), подогревают новую гонку вооружений на Черном море. Для этого нужное согласие Украины — и на нее ложится огромная ответственность.
Если это случится, то другие черноморские страны будут чувствовать угрозу от чрезвычайных возможностей России, расположенных в Севастополе без реальной причины, лишь для того, чтобы угрожать соседям, и это приведет к гонке вооружений.
Турция, Румыния и Болгария, будут считать, что они должны защитить свои берега от этих сил, расположенных за несколько часов хода от Констанцы и Бургаса, и вынуждены будут поставить на вооружение дополнительные корабли для защиты побережья. Такой вариант развития событий приведет к общему ухудшению атмосферы и пустой трате средств.
Кроме того, Украина будет нести значительную международную ответственность, если силы, размещенные Россией в Крыму, будут использованы для возможной интервенции, поскольку это повлечет прямую или непрямую юридическую ответственность Украины. В ее интересах — избегать ситуации, подобной той, которая сложилась во время российско-грузинской войны 2008 года.
Украине решать, насколько важна для нее роль в Черноморском регионе и будет ли эта роль конструктивной и объединительной, или наоборот — несбалансированной и затратной из-за разрешения оставить российские войска в Крыму до 2042 г. Лично я поддерживаю выбор в интересах целостности и независимости Украины.
Юлиан Кифу на конференции по вопросам Черноморской безопасности в Одессе 25 мая 2011 года
(1) 5 июня 2008 г. Президент РФ выступил с инициативой о разработке Договора о европейской безопасности. Проект Договора см.: Сайт Президента России, http://kremlin.ru/news/6152. Караганов С. и др. К Союзу Европы. — Аналитический доклад российской группы международного дискуссионного клуба «Валдай»; www.karaganov.ru/docs/Karaganov_valdaj_rus.pdf — прим. ред.
Центр Разумкова, журнал «Национальная безопасность и оборона» № 4-5 (122-123), 2011
Заочный круглый стол проводился с 5 января по 23 марта 2011 г. Ответы участников публикуются в алфавитном порядке, в переводе Центра Разумкова на украинский язык.
Ще на цю тему
- 15.02.2012 О стратегии национальной безопасности России в Черноморско-Каспийском регионе
- 13.01.2012 Черноморский регион: эволюция геополитического измерения
- 12.01.2012 Черноморский регион - форпост европейской и мировой борьбы против «новых» угроз
- 08.01.2012 Крымский полуостров - основополагающий элемент будущей роли Украины в Черноморском регионе
- 05.01.2012 Черное море: потребность в новом аналитическом фундаменте
- 20.12.2011 Черноморский регион - место столкновения европейского и неосоветского мировоззрений
- 22.08.2011 Черноморские перспективы: барьер или перекресток?
- 14.06.2011 (3) Крым, Украина, Черноморский регион: безопасность и развитие
- 07.06.2011 (2) Крым, Украина, Черноморский регион: безопасность и развитие
- 02.06.2011 Крым, Украина, Черноморский регион: безопасность и развитие (1)