Азербайджан и Украина: изменить парадигму отношений
Карта Азербайджана, с сайта commons.wikimedia.org
Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества, Киев, специально для BSNews
27 октября в Киев приезжает Президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ.
Директор Центра исследований проблем гражданского общества, известный украинский политический эксперт Виталий Кулик в рамках партнерских отношений с BSNews прислал нам свой комментарий состояния украинско-азербайджанских отношений в контексте ситуации на Южном Кавказе Аналогичный текст публикуется в азербайджанской газете «Народный фронт».
– Как вы оцениваете нынешнее состояние азербайджано-украинских отношений?
– Как достаточно динамичные. Однако это, так сказать, линейная динамика, некреативный курс.
На мой взгляд необходимо начать диалог (возможно, на пока на экспертном уровне) об изменении парадигмы отношений. Что я имею ввиду?
Например, Азербайджан, политически поддерживая недавние инициативы Украины относительно реализации проекта достройки нефтепровода Одесса-Броды, не рассматривал и не рассматривает его в качестве главного и коммерчески выгодного обоснованного для поставок больших объемов нефти в Европу. Для азербайджанской стороны более актуальным на сегодня является проект Nabucco и поиск новых рынков сбыта нефтепродукции.
Такие реалии должны быть учтены украинской стороной для поиска новых сфер взаимовыгодного сотрудничества с Азербайджаном.
Заявления сделанные в результате недавнего заседания межправительственной украинско-азербайджанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества (7 октября 2010 г.), а также характер инициатив как украинской, так и азербайджанской сторон, являются примером первых шагов к переосмыслению отношений между двумя странами, к переходу от декларативности и эмоциональности к экономической обоснованности и взаимной выгоде. Предстоящий визит президента Азербайджана в Украину должен также внести конкретику в украинско-азербайджанские отношения и наполнить их новым содержанием.
Схема транспортировки природного газа в Европу. Инфографика Взгляд.ру (vz.ru)
– Как бы вы оценили в целом ситуацию в регионе в 2010 году? Как вы оцениваете сегодняшнюю политику Азербайджана в регионе?
– Южный Кавказ все еще остается одним из наиболее сложных регионов на геополитической карте мира. Прогнозировалось, что 2010 год станет прорывным в плане завершения процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией, поиска компромиссного решения в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, продуктивности Женевских консультаций по безопасности на Кавказе.
Однако все выше перечисленные пункты остались на прежнем уровне: ратификации «цюрихских» протоколов в парламентах Армении и Турции не произошло; азербайджанская и армянская стороны так и не смогли сблизиться по основным пунктам повестки переговорного процесса по Нагорному Карабаху; участники женевских международных дискуссий по вопросам безопасности на Кавказе больше года не могут согласовать условия проекта договора о неприменении силы.
Вместе с тем, конфигурация геополитических сил на Южном Кавказе изменилась в сторону значительного укрепления позиций РФ в регионе.
Усиление российского влияния, начавшееся после войны в Грузии в августе 2008 года, вошло в свою завершающую стадию. Россия укрепила свое военно-политического присутствия в Абхазии и Южной Осетии, пролонгировала сроки присутствия российских военных в Гюмри (Армения), сблизилась с Азербайджаном, подписав декларацию о дружбе и стратегическом партнерстве, зафиксировала свои лидирующие позиции в процессе нагорно-карабахского урегулирования и т.п.
Азербайджан, как и прежде, ведет достаточно самостоятельную и гибкую политику в регионе: осторожно относясь к инициативам Европейского Союза, при этом, особо не подыгрывая российской стороне. Политические проекты всегда рассматриваются Баку сквозь призму экономической целесообразности, даже в вопросе Нагорного Карабаха особое значение имеет не только политическая сторона проблемы, но и транспортно-коммуникационная/энергетическая роль этой территории для Азербайджана.
– Для безопасности региона есть еще одна угроза – карабахский конфликт. Кто же так не заинтересован в его урегулировании?
– Вернее сказать, что само существование «замороженных» конфликтов на Кавказе и процесс их урегулирования стали выгодным инструментом влияния и контролирования ситуации в регионе внешними силами.
Парадоксальность ситуации вокруг урегулирования карабахского конфликта заключается в том, что консервация этого процесса создает для всех заинтересованных сторон (США, России, Турции) существенное пространство для разнообразных инициатив и активной политики в регионе. Им выгоден нерешенный конфликт.
Сами же конфликтующие стороны также научились пользоваться своим положением для получения дивидендов от международных участников урегулирования.
– Что может дать активизация Украины в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта?
– На сегодняшний день роль Украины в процессе урегулирования южно-кавказских конфликтов носит ограниченный характер. В современных условиях урегулирования нагорно-карабахского конфликта наше присутствие ограничивается участием одного наблюдателя от Украины в Минской группе ОБСЕ.
Активизация Украины в процессе урегулирования конфликта вполне возможна благодаря налаживанию диалога между украинскими и кавказскими институтами гражданского общества.
Сотрудничество негосударственных структур Украины, Азербайджана и Армении потенциально может способствовать созданию климата доверия и толерантности внутри общества на Южном Кавказе, а также предпосылок для преодоления враждебности между конфликтующими народами.
– Не кажется ли вам, что сегодня в процессе решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха доминирует Россия?
– В последние время политическая активность вокруг вопроса урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе наблюдается со стороны России, Турции, а также в целом Минской группы ОБСЕ на Кавказе. Это свидетельствует о конкурентной борьбе между ними за инициативу в продвижение переговорного процесса.
Определенный сдвиг с «мертвой точки» процесса урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха можно наблюдать с конца 2008 года, когда с переменной периодичностью начали происходить встречи Президентов Армении и Азербайджана, инициативу в организации и проведении которых взяли на себя Россия и Турция.
Кремль также взял на себя инициативу по подготовке новой рамочной договоренности между конфликтующими сторонами на основе Мадридского документа (2007 г.). Последний вариант предложения, разработанный в результате интенсивных переговоров в течение последних нескольких месяцев 2010 г., был представлен в июне этого года в Санкт-Петербурге, однако отвергнут сторонами конфликта.
Можно утверждать, что активизируя процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, РФ пытается занять место влиятельного посредника в его решении, а также продемонстрировать свои возможности в миростроительстве (peace-building) без применения силы. В противовес образу «агрессора» в отношении Грузии…
– Как, по-вашему, оказывает ли влияние на решение армяно-азербайджанского конфликта последовательное усиление роли Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности Европы? И если оказывает, то в чем это проявляется?
– Возрастающая роль Азербайджана в энергетической безопасности Европы – это лишь одна из составляющих, которая влияет на процесс урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.
Рассчитывая на активное участие азербайджанской стороны в проекте Nabucco, европейские партнеры поддерживают Баку в его претензиях к Армении и желании возобновления территориальной целостности.
В свою очередь, Россия для установления контроля над регионом Южного Кавказа, а также в экономических целях ищет содействия Азербайджана, за которое готова платить даже поддержкой его в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
У Баку сейчас много козырей на руках. Вопрос только в том, чтобы ими правильно распорядиться.
– Кстати, об энергетической безопасности Европы, какой вам видится перспектива проекта Nabucco?
Инфографика Взгляд.ру (vz.ru)
– Очевидно, что реальными поставщиками газа для проекта Nabucco являются Туркменистан, Иран, Азербайджан. Однако их участие в проекте далеко не однозначно.
Во-первых, Иран имеет политические проблемы с ЕС и США в вопросе своей ядерной программы и политики на Ближнем Востоке. Тегеран в определенной мере находится в международной изоляции. Поэтому его участие в Nabucco до окончательного потепления иранско-европейских отношений маловероятно.
В позиции Туркменистана по Nabucco сейчас больше политики и эмоций чем экономических расчетов. Кроме того, заявления президента Туркменистана о поставках газа для Nabucco еще необходимо выдержать временем и конкретными соглашениями о поставках и их объеме.
Азербайджан высказывает разочарование в проекте поскольку тех политических и экономических гарантий, которые дает этой стране Европа, недостаточно. В итоге власти Азербайджана указали европейцам на политические препятствия и отсутствие гарантий поставок газа по трубопроводу Nabucco.
Кроме того, проект Nabucco регулярно торпедируется Россией, которая хочет сохранить свое доминирующее положение экспортера газа в Европу. В отличие от проекта Nabucco, «Газпром» активно действует в процессе строительства конкурирующего газопровода «Южный поток».
По этих и ряду других причин, судьба газопровода Nabucco остается туманной.
– Какие проблемы по развитию двусторонних отношений Азербайджана и Украины будут решены в ближайшее время?
– Учитывая желание обеих сторон усилить торгово-экономическое сотрудничество как между двумя странами, так и многостороннем формате, на наш взгляд, приоритетом в ближайшее время должно стать расширение транспортно-коммуникационных возможностей.
А именно – развитие перевозок морским транспортом в рамках транспортного коридора ТРАСЕКА («Европа-Кавказ-Азия»), рассмотрение вопроса о возможности присоединения Азербайджана к международному проекту комбинированных перевозок «Викинг» (Балтийское море – Черное море).
Азербайджан заинтересован также в усилении военно-технического сотрудничества с Украиной, рассматривая возможность совместной разработки и производства вооружения и военной техники. Следует отметить, что Украина является для Азербайджана одним из основных экспортеров вооружения.
Только в 2009 году украинская сторона поставила в Азербайджан БТР-70, 29 единиц 122-мм самоходных гаубиц 2C1 «Гвоздика», 6 единиц 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация», один учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ, 11 вертолетов Ми-24. И это все открытая информация. У нас прозрачная политика в отношения торговли оружием.
Кулик Виталий Александрович – директор Центра исследований проблем гражданского общества (создан в 1995 году группой научных работников–политологов, социологов, культурологов, историков).
Цель деятельности Центра – исследование проблем становления гражданского общества в Украине, политических процессов в СНГ, проблем международной безопасности, разоружения, региональных конфликтов.
Центр проводит мониторинг политической, социально-экономической и религиозной ситуации в Украине; проводит социологические и экспертные исследования, организовывает конференции, семинары, круглые столы; разрабатывает рекомендации и программы; выпускает информационно-методическую литературу.
Отдельным направление деятельности Центра является политическbq консалтинг, организация и проведения избирательных и рекламных кампаний, информационное сопровождение.
Контакты: Киев, ул. Ивана Франка 15, оф.17
т.ф. +38(044) 2348921; E-mail.: cdpgs@ukr.net, cdpgs_2000@mail.ru,
URL: WWW.POLITIKA.ORG.UA