UA EN

Морские амбиции России

БДК "Калининград" (102) Балтийского флота РФ в Дарданеллах 20 июня 2013 года. Фото Ахмета ГЮВЕНА (Ahmet GÜVEN), Чанаккале, специально для BSNews

Владимир ЕВСЕЕВ
Директор Центра Общественно-политических исследований, Москва
специально для BSNews

Подбор фото - BSNews

Советский Союз имел мощный военно-морской флот (ВМФ), что полностью соответствовало его мировому статусу как сверхдержавы. Это позволяло на постоянной основе держать в Средиземном море эскадру в составе до 50 боевых кораблей и судов обеспечения Северного, Балтийского и Черноморского флотов.

Ввиду отсутствия военно-морских баз советская эскадра не имела постоянного места базирования, но использовала пункты материального технического обеспечения кораблей ВМФ, один из которых находился в Тартусе (Сирия).

Следует заметить, что в годы «холодной войны» США размещали в Средиземном море 6-й флот военно-морских сил. По своему боевому потенциалу он не уступал советской эскадре. Причем этот потенциал сохранен и поныне. Так, в период войны с Ираком в 2003 г. в состав 6-го флота входили более 40 надводных кораблей, в том числе 2 авианосца, 2-4 атомные подводные лодки, 175 самолетов и 21 тыс. военнослужащих.

Распад Советского Союза привел к стремительному сокращению боевого состава кораблей ВМФ его правопреемницы – России. В результате удалось сохранить только Северный флот, все остальные, по сути, стали флотилиями, мало способными обеспечивать морское присутствие РФ вдали от национальных берегов. Конечно, это позволяло осуществлять походы небольших групп боевых кораблей, в основном из состава Северного флота, с целью демонстрации флага, например, к берегам Венесуэлы. Но речь о ведении боевых действий на удаленных морских акваториях даже не шла ввиду, в первую очередь, ограниченности количества надводных и подводных кораблей.

БДК "Александр Шабалин" (110) Балтийского флота РФ в Дарданеллах 20 июня 2013 года. Фото Ахмета ГЮВЕНА (Ahmet GÜVEN), Чанаккале, специально для BSNews

В последнее время ситуация стала меняться. Так, в 2013 г. ВМФ России должен получить не только атомные подводные лодки (АПЛ) «Александр Невский» проекта 955 «Борей» и «Северодвинск» проекта 885 «Ясень», но и четыре надводных корабля – корветы с управляемым ракетным оружием (УРО) «Бойкий» и «Стойкий» проекта 20380 типа «Стерегущий», головной фрегат УРО дальней морской зоны «Адмирал флота Советского союза Горшков» проекта 22350, а также большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711. Существенно усилился и боевой потенциал флота. В частности, на многоцелевой АПЛ «Северодвинск» установлен ракетный комплекс «Калибр», который позволяет из подводного положения поражать крылатыми ракетами наземные цели на расстоянии до 1,4 тыс. км (ранее максимальная дальность стрельбы не превышала 300 км).

Наращивание боевых возможностей ВМФ России было обусловлено не столько возросшими экономическими возможностями, сколько потребностью собственного позиционирования как ведущего государства, способного реализовывать независимую внешнюю политику. Этот внешнеполитический курс окончательно сформировался после инаугурации Владимира Путина в качестве президента страны в мае 2012 г. Анатолий Сердюков был не способен к реализации этого курса в военной сфере, что послужило одной из причин его замены на Сергея Шойгу.

В условиях все углубляющегося сирийского кризиса и достаточно реального вооруженного вмешательства в дела этой страны со стороны НАТО и реализации первой фазы «Европейского поэтапного адаптивного подхода» к проблеме противоракетной обороны путем размещения в Средиземном море эсминцев (крейсеров), оснащенных системой управления ракетным оружием «Иджис» с противоракет SM-3, российское руководство решило сформировать там постоянное оперативное соединение ВМФ. Впервые об этом было заявлено министром обороны России Сергеем Шойгу на расширенном заседании руководящего состава вооруженных сил (ВС), которое прошло в первой половине марта 2013 г.

БДК "Николай Фильченков" (152). 27 мая 2013. Фото Ахмет ГЮВЕН (Ahmet GÜVEN) специально для BSNews

Первоначально в Генеральном штабе ВС РФ заявили, что в состав такого соединения войдут до 10 боевых кораблей и судов обеспечения, которые будут находиться под управлением Черноморского флота.

В середине мая статус оперативного соединения военно-морского флота в Средиземном море был повышен. Его напрямую подчинили Главному штабу ВМФ России, для чего в его структуре создали специальное подразделение в количестве 20 человек. С 1 июня это соединение в составе 16 боевых кораблей и вспомогательных судов, а также трех вертолетов заступило на боевую службу.

Его управление осуществляется с большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев». В некоторой перспективе эти функции могут быть переданы кораблю класса «Мистраль».

Одна из задач, которую в случае необходимости могут решить российские корабли, состоит в эвакуации из Сирии российских граждан и членов их семей, количество которых, как полагают в Дамаске, составляет не менее 30 тыс. человек. Для этого у сирийских берегов находятся три больших десантных корабля с морской пехотой. В настоящее время актуальность этой проблемы несколько снизилась ввиду серьезных успехов сирийской армии против вооруженной оппозиции.

Помимо этого, как отметил командир российского соединения капитан первого ранга Юрий Земской, будет осуществляться наблюдение за действиями иностранных флотов, демонстрироваться российский флаг и обеспечиваться безопасность морского судоходства в интересах РФ. При этом основная часть кораблей будет находиться в восточной части Средиземного моря, что позволяет использовать пункт материального технического обеспечения кораблей ВМФ в Тартусе.

БДК "Азов" (151). 27 мая 2013. Фото Ахмет ГЮВЕН (Ahmet GÜVEN) специально для BSNews

Конечно, Россия не собирается воевать с НАТО в Средиземном море даже в том случае, если страны альянса начнут военную операцию по силовому отстранению от власти президента Башара Асада. Однако сам факт присутствия ВМФ РФ у сирийских берегов будет удерживать страны-члены НАТО от подобного шага, который может привести к полному хаосу не только в Сирии, но и близлежащих государствах. Именно поэтому морское присутствие России будет укреплять региональную стабильность как в случае Сирии, так и других средиземноморских стран.  

Помимо этого Москва готова сотрудничать с Брюсселем с целью пресечения незаконного экспорта оружия и ядерных материалов, а также совместно вести борьбу с пиратством и оказывать помощь судам, терпящим бедствие.

Таким образом, морские амбиции России носят ограниченный характер. Их реализация повышает не только региональную, но и стратегическую стабильность. Это полностью соответствует национальным интересам Запада и служит базисом для формирования единого пространства безопасности.

БДК "Новочеркасск" в Дарданеллах. Фото Ахмет ГЮВЕН (Ahmet GÜVEN) специально для BSNews

 

 

Ще на цю тему