UA EN

Свечкино Откровение на херсонской сцене

13:08 22.04.2014

Анна ХОРОШКО, BlackSeaNews.

Воистину неисповедимы пути Господни. Когда год назад режиссер Херсонского академического музыкально-драматического театра им. Кулиша Влада Белозоренко выиграла Грант Президента на постановку драматической поэмы Ивана Кочерги «Свечкина свадьба», никто и предположить не мог, как сложится судьба этой постановки на фоне того, что стало происходить в Украине. От спектакля-протеже действующей власти до спектакля- «бельма на глазу» для неё же.

От спектакля- развития раннних студенческих взглядов на произведение И. Кочерги молодого режиссера до спектакля- трибуна. Спектакля – пророчества. Запретного спектакля. При всей своей светлости, стильности, неэпатажности – спектакля скандального.

… А ведь сдача «Свечкиной свадьбы» состоялась в ноябре, еще до событий, перевернувших жизнь Украины и украинцев с ног на голову. Ах, какой был бы камертон для всего того, чем мы жили в декабре, январе, феврале, марте… С главной темой запрета зажигать в Киеве огни. С антигероями, говорящими «па-русски». С кульминацией, где ради Свечки (друга) и свечки (света и справедливости) поднимаются на бунт скромные ремесленники. С рефреном в одной из песен «…просто мы живем по разные стороны реки». С непреложностью трагического финала, когда должен погибнуть невинный…

… Но случилось – как случилось. Не умалив художественной ценности постановки, её «опекуны» и «надзиратели» в конце ноября такого камертона не захотели, отсрочив премьеру, которая состоялась только 29 марта. Из спектакля-камертона «Свечкина свадьба» херсонского театра превратилась в спектакль – знаменатель произошедшего в Украине. Спектакль – знамя гражданской позиции театра, не залебезившего, не заметавшегося со своим неожиданным «камнем преткновения» от начальства к начальству (выбросить? «зацензурить»?? гиперболизировать???). Донесшего свою свечку до конца.  

Конечно, «исходное событие» влияет: на спектакле сложно абстрагироваться, разбирая его на «винтики». Что-то сродни попытки литературной критики Откровения. Практически – возможно. Но имеем ли право?..

Режиссер создала некое Абсолютное театральное пространство, в которое включаешься с первой секунды, после открытия занавеса; с первого слова удивительной, светлой… святой Юродивой (Евгения Кирсанова), и которого «хватит» на многие часы по окончании действа… Для такого Абсолютного пространства не нужен парад «фишек» и «приёмчиков» , не нужен эпатаж, не нужно революций в трактовке автора. Не нужно грандиозности цирка «Дю Солей»… Строгая сдержанность станков и песка (художник – Елена Карпенко) и отчаянная пронзительность украинских песен (музыкальное оформление – Влада Белозоренко). Не наигрывающие яростно про «великую трагедию украинского народа», человечные, одухотворенные герои и безумный, исступленный вихрь врывающихся в действо плясок (балетмейстер – Юрий Бусс)…

«Свечкина свадьба» – это «алтарь» огоньков актерских работ. Хрупких. Где-то – дрожащих, как тоненькая свеча. Но неизменно несущих свет. Свечка (Руслан Вишневецкий) и Меланка (Татьяна Проворова) – не плакатные непокорённые герои земли украинской. Утомлённые страхом, угловатые, растерянные… Живые. От этого – сильней эффект от поступков, к которым они приходят под финал действия. Гильда (Ксения Сваельева) – не «Жанна д'Арк, корни свои чтящая»: измученная нелюбовью, с пороками, с пульсирующим нервом, нереализованная женщина. Живая! Злодеи не играют злодеев. Князь Ольшанский (Александр Мельник) на пике эмоций «безысходно не понимаю и ненавижу то и тех, над кем главенствовать уполномочен и безответно люблю одну из них». Неловкий, нескладный, «сам в себе», неуловимый, интригующий Козелиус (Александр Ковцун). И добрые глаза скользкого Воеводы (Виктор Овсиенко)… Живые…

 

 

«Свечкина свадьба» Влады Белозоренко – это постановка, которую нужно было выдумать, если бы её не было. Именно такой – не смастеренной «на злобу дня». Не «передавленной» натужным ура-патриотизмом. Скромные, растерянные люди, обычные работяги (не рефлексирующая интеллигенция!), не выдержавшие неприкрытого вранья и вопиющей несправедливости и пришедшие к своим воеводам заявить о своих очевидных правах. Почувствованных молодой, по сути, девчонкой (режиссеру 26 лет) задолго до того, как это стало поворотной точкой в истории страны… Уверена, что режиссер спектакля простит мне сравнение с созданным ею образом юродивой девчонки. Просветленной. Видящей то, что не под силу увидеть другим.

Херсонский театр донёс свою хрупкую свечку до финала. Спектакль- Откровение состоялся. Во всех смыслах. Блаженны… сильные духом!

 

 

 

 

 

 

Теми:

Ще на цю тему