UA EN

«Черное золото» из Черного моря, или «ЛУКОЙЛ» освоит украинский шельф?

14:49 25.01.2011

Схема размещения месторождений углеводородов и перспективных участков украинского сектора Черного и Азовского морей, ГАО "Черноморнефтегаз"

Наталья БИЛОУСОВА, «День»

Подбор карт – как всегда BSNews

«ГАО «Черноморнефтегаз» и ОАО «Лукойл» после подписания договора будут совместно разрабатывать Одесское, Безымянное и Суботинское (подводные – BSNews) месторождения. Украинская компания предоставит геолого-экономическую оценку запасов нефти, природного газа, а российская — средства, технологии и оборудование для поиска и добычи энергетических углеводородов...»

Кабинет Министров Украины разрешил ГАО «Черноморнефтегаз» и ОАО «Лукойл» подписать договор о совместной разведке и добыче нефти и газа на черноморском шельфе. В правительственном распоряжении №2361 от 20 декабря 2010 года указано, что часть украинской государственной компании должна быть не менее 50%. Ожидается, что украинская и российская компании будут совместно разрабатывать Одесское, Безымянное и Субботинское месторождения. Вкладом ГАО «Черноморнефтегаз» будет геолого-экономическая оценка запасов нефти, природного газа и сопутствующих компонентов отмеченных месторождений. А вот российская компания должна предоставить финансовые ресурсы, технологии и оборудование, которое необходимо для поиска и добычи нефти и природного газа.

Об активной разработке шельфа Черного моря разговоры продолжаются, начиная с 2005 года. Углеводороды из морских недр, по замыслу руководителей государства, должны были бы освободить страну от импортной газовой зависимости, обеспечив промышленность и население энергоресурсами отечественного происхождения. Однако до реальной добычи нефти или газа из морских глубин так и не дошло.

Между тем потребность увеличивать добычу газа и нефти с каждым годом в стране нарастает. В 2010 году Украина сократила объемы добычи нефти с газовым конденсатом на 10,3% (до 3,546 миллиона тонн) по сравнению с 2009 годом. Такую негативную тенденцию недавно отметил и премьер-министр Украины Николай Азаров. Он раскритиковал деятельность руководителей угольной и топливно-энергетической отрасли и предложил сменить неэффективных менеджеров.

Итак, каковы шансы, что Украина благодаря поддержке российской компании получит нефть и газ с морского дна? Об этом «День» спросил специалистов отрасли.

Ведущий эксперт по энергетическим программам Центра им. Разумкова Владимир Омельченко не поддерживает подписания такого соглашения, потому что оно будет стратегически не выгодным для государства. «Украина более чем на 60% зависит от России в поставках нефти и на 70% — газа. Привлечение к разработке шельфа компании из страны, от которой и так имеется критическая энергетическая зависимость, может только ухудшить положение», — считает он.

«С одной стороны, заключение такого соглашения принесет позитив, потому что в страну зайдет инвестор с большими средствами. Есть шанс, что в конце концов Украина начнет более активный поиск и разработку месторождений нефти и газа в Черном море», — рассказывает «Дню» президент Киевского международного энергетического клуба «Q-club» Александр Тодийчук. По его оценкам,

после подписания договора о совместной разработке шельфа нужно пять-семь лет для начала добычи энергоресурсов. Однако эксперт сомневается, действительно ли добыча газа и нефти будет успешной. «Я не знаю информации о том, что у «Лукойла» большой опыт в технологиях разработки углеводородов на море, тем более на больших глубинах», — объясняет он.

По мнению экс-уполномоченного президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского, российская сторона не заинтересована в развитии шельфа, потому что это создаст дополнительную конкуренцию для российского газа и нефти, которые сегодня потребляет Украина. Поэтому, скорее всего, прогнозирует он, эти месторождения законсервируют, а российский импорт нефти и газа в Украину и дальше будет продолжаться.

Возможен еще и другой вариант... По мнению Соколовского, вполне очевидно, что НАК «Нефтегаз Украины» скоро реформируют, разделив на отдельные части добычу нефти, газа и их транспортировку. Это прекрасно понимают наши соседи. «В таком случае Россия заблаговременно проводит политику, чтобы оказаться в новых структурах. Я бы на их месте делал бы так же», — рассказывает Соколовский.

«Если дело реально дойдет до разработки шельфа, тогда в этой кооперации должны появиться западные сервисные компании», — считает руководитель энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. По его словам, даже мощный и опытный

«Газпром», разрабатывая Штохманское месторождение, ничего не может сделать самостоятельно. Из-за этого он вынужден привлекать иностранные (французские и норвежские) компании, которые работают в этом направлении.

По мнению Тодийчука, украинской власти нужно провести открытый тендер по разработке шельфа, выбрать опытную компанию с мировым именем и разрабатывать месторождения на дне Черного моря. Претендентов на разработку более чем достаточно, считает он. В их число эксперт включает мировых лидеров: «Шелл», «Шеврон» и тому подобное. «Они с удовольствием придут на черноморский шельф, тем более что геологи прогнозируют там большие залежи», — подытоживает он.

Чтобы иностранные инвесторы поверили, нужно гарантировать им возвращение вложенных инвестиций и получение доходов после разработки этих месторождений, считает Омельченко. Именно из-за законодательного несовершенства в этом вопросе многие зарубежные инвесторы и медлят, подытоживает он.

Справка «Дня»

ГАО «Черноморнефтегаз» входит в состав НАК «Нефтегаз Украины» и специализируется на разведке и добыче нефти и газа в акватории Черного и Азовского морей. Ныне на балансе компании находится 17 месторождений, из которых 11 газовых, четыре газоконденсатных и два нефтяных. Суммарные запасы всех месторождений сегодня составляют: по природному газу — 58,56 миллиарда кубических метров, по газовому конденсату — 1231 тысяча тонн, по нефти — 2530 тысяч тонн.

ОАО «Лукойл» — российская нефтяная компания, которой принадлежат шесть нефтеперерабатывающих заводов в России и за рубежом: в Украине, Болгарии и Румынии. Их совокупная мощность составляет 14 миллионов тонн нефти в год.

Публикуется с любезного согласия главного редактора газеты "День" Ларисы ИВШИНОЙ

"ЛУКОЙЛ" освоит украинский шельф.
Стороны предварительно договорились
о принципе 50 на 50

Татьяна ИВЖЕНКО «Независимая газета» (Москва)

«ЛУКОЙЛ» стал второй после «Газпрома» российской компанией, которую Киев допускает к освоению месторождений нефти и газа на шельфе Черного моря. Эксперты отмечают, что вопросы решены не до конца, но «ЛУКОЙЛ» может начать работу раньше «Газпрома».

Как писала «НГ», в декабре «Нафтогаз Украины» и «Газпром» договорились о создании совместного предприятия для освоения структуры Паласса, расположенной в глубоководной части Керченско-Таманского шельфа Черного моря. Извлекаемые запасы условного топлива на этом месторождении оцениваются в 75 млрд. куб. м. Переговоры велись более пяти лет.

Главным препятствием считалась нерешенность вопроса о границах: примерно 25% площади структуры Паласса расположено ориентировочно на российской территории, около 75% – на украинской.

От того, как будет решен вопрос границ, зависят доли участников проекта. Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук считает, что цена вопроса высока, ведь несколько лет тому назад прогнозировалось, что для разведывательных работ и начала освоения потребуется как минимум 12 млрд. долл. Поэтому потенциально заинтересованные стороны пытались минимизировать политические риски. Но вопрос морских границ между Украиной и РФ не решен до сих пор. Поэтому кто и как будет финансировать проект освоения структуры Паласса, кто на какую долю сможет рассчитывать – все эти вопросы еще обсуждаются специалистами.

Тем временем, как сейчас выяснилось, украинское правительство пошло дальше и еще в конце декабря одобрило проект совместной работы ОАО «ЛУКОЙЛ» с дочерней структурой «Нафтогаза», государственным акционерным обществом «Черноморнефтегаз» по освоению трех месторождений на шельфе – Одесского, Безымянного и Субботинского. «Это не самые крупные, но далеко и не мелкие участки. Запасы Безымянного и Одесского газовых месторождений оцениваются более чем в 35 миллиардов кубометров, а запасы Субботинского нефтяного месторождения составляют ориентировочно 100 миллионов тонн», – сказал «НГ» эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.

Стороны предварительно договорились о принципе 50 на 50. При этом украинская компания внесет в совместный проект уже сделанную геолого-экономическую оценку запасов нефти, газа и сопутствующих компонентов на трех месторождениях. А вкладом «ЛУКОЙЛА» станут денежные ресурсы, технологии и оборудование.

Корольчук считает, что до конца текущего года могут быть завершены все формальности, а в 2012-м начнется освоение месторождений.

Это согласуется с утвержденной почти год тому назад стратегией развития «Черноморнефтегаза» на пять лет: предполагалось, что Одесское и Субботинское месторождения будут введены в эксплуатацию к 2012 году, а Безымянное – к 2015-му. Это позволило бы значительно увеличить добычу газа и нефти в Украине, отмечали в тот момент эксперты.

Правда, к концу года выяснилось, что махина «Нафтогаза» не может профинансировать даже действующие проекты добычи ископаемых на суше.

По итогам 2010-го было сообщено, что объемы нефти украинской добычи снизились по сравнению с предыдущим годом на 10,3% – до 3,55 млн. тонн, а газа – на 5,3%, до 20 млрд. куб. м. В этом контексте привлечение партнеров к участию в совместных проектах выглядит логично и оправданно.

Один из бывших сотрудников «Нафтогаза», попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что в действительности ситуация не так прозрачна.

«Для освоения трех месторождений, доступ к которым получил «ЛУКОЙЛ», требуется около 10 миллиардов гривен (примерно 1,25 миллиарда долларов). Пару лет тому назад, когда речь шла о чисто украинском проекте, предполагавшем сотрудничество «Черноморнефтегаза» с госпредприятием «Укргаздобыча», правительство не выделило им требуемые деньги. Затем появился проект, предполагавший замену «Укргаздобычи» дочерней структурой «РосУкрЭнерго», компанией «УкрГазЭнерго». Рассматривалась также возможность участия в совместной разработке шельфа крупных международных компаний. Но в прошлом году Юлия Тимошенко, будучи премьером, заявила, что государство Украина будет самостоятельно осваивать все месторождения и найдет для этого необходимые финансовые ресурсы. Все зависит от политической воли», – пояснил экс-чиновник.

Он отметил, что буквально на днях «Черноморнефтегаз» наконец получил те самые 10 млрд. гривен – правда, в виде увеличения на эту сумму уставного фонда компании. Представители украинской оппозиции отметили, что этих денег вполне хватило бы для начала самостоятельной работы «Черноморнефтегаза» для освоения шельфа, тем более что три месторождения уже полностью подготовлены к началу эксплуатации. Привлечение к сотрудничеству «ЛУКОЙЛА» в таких условиях породило слухи о том, что государство может потерять контроль над «Черноморнефтегазом».

«Разработка шельфа – это вопрос национальной безопасности. Он не может решаться тайком, кулуарно. Ситуацию нужно выносить на обсуждение Верховной Рады», – считает директор Института трансформации общества Олег Соскин. Правда, украинское законодательство не предполагает утверждения парламентом договоров двух хозяйствующих субъектов.

Корольчук заметил, что есть еще один нюанс – кому и по какой цене планируется продавать газ и нефть. «Ведь украинские компании, подчиненные «Нафтогазу», сетовали, что они обязаны продавать весь добытый объем населению по заниженным ценам. Этим объяснялась хроническая нехватка средств. «ЛУКОЙЛ» вряд ли захочет играть в популистские игры и потребует, чтобы добыча продавалась по рыночной цене, дорого», – считает эксперт Корольчук. Для «Черноморнефтегаза» ситуация выгодна тем, что позволяет компании вырваться не только из порочного круга социальных обязательств власти, но и частично ослабить контроль госорганов над ее деятельностью.

Ще на цю тему