UA EN

Россия тратит на содержание террористов и оружие порядка $100 миллионов в месяц

09:32 13.05.2015

В целом Россия тратит на содержание террористов и регулярные поставки оружия порядка $100 миллионов в месяц.

Однако, большая часть денег оседает в карманах лидеров террористов, пишет ЛiгаБiзнесIнформ.

Сколько платят наемникам. На основе разговоров с пятью собеседниками – местными жителями и журналистами – можно сделать вывод: единой «тарифной сетки» у боевиков не существует.

«Бывает, за еду на блокпостах стоят. Серьезным воякам от $400 платят. Но в зависимости от активности боевых действий и участия в них суммы могут меняться», – рассказывает главный редактор донецкого издания ОстроВ Сергей Гармаш.

Луганский журналист Константин Реуцкий подтверждает: «В разных местах и в разное время оплата очень разная. Судя по всему, это зависит от людей, начисляющих деньги».

По данным журналиста, в октябре 2014 года в Луганске по одной из местных радиостанций транслировали объявления о наборе боевиков из числа местных жителей: рядовому составу обещали зарплаты от 5,5 тысяч гривень (порядка $250), сержантскому – от 5,9 тысяч гривень (порядка $268), «офицерскому» – от 7 тысяч гривень (порядка $318). Параллельно боевикам обещали обеспечение вещами и питанием.

В террористической группировке ЛНР зарплаты немного меньше, чем в бандах ДНР. Однако платят там регулярнее, чем боевикам из Донецка. Бывают периоды, когда члены бандформирований зарабатывают двойную ставку. Например, за участие в захвате Дебальцево выдавали от 500 до $1000. Однако уже в марте 2015 года, по сведениям журналистов, террористы в Первомайске получили меньше половины этой суммы.

«Выдали по $200. Объяснили, что сейчас активных боевых действий не ведется», – рассказал источник, знакомый с ситуацией в группировках ДНР/ЛНР.

Отдельный вид «военных расходов» – зарплата так называемой милиции террористов. Зарплата рядового боевика-милиционера в ЛНР колеблется в районе 4,5 тысяч гривень. Все выплаты проводятся хаотично. Обычная практика – задержка по два-три месяца, оплата в российских рублях или продуктами питания. Чаще всего звучит аргумент: «Есть оружие – иди и зарабатывай». В войсковых подразделениях террористов – такая же ситуация.

Один из бывших милиционеров Луганска, который сейчас живет в РФ, сообщил, что российским наемникам, которые едут добровольцами, обещают по $650. Оформление происходит в «комендатуре» группировки ЛНР в Луганске.

По информации жителей оккупированных территорий Луганской области, после Минских соглашений многим боевикам не платят вовсе – оплата производится только после серьезных боев, а это зависит от руководства конкретного отряда. Стабильно оплачивают «службу» только в самом Луганске. В районе Красного Луча часть боевиков не получают деньги уже три месяца, а выплаты ограничиваются выдачей продуктов. Нынешняя зарплата местных террористов, которые выезжают в другие оккупированные районы – $300 рядовым, офицерам боевиков – по $400-450.

На этапе разжигания войны все было по-другому. Одна из местных жительниц, выехавшая с оккупированных территорий, рассказывает, что когда группировки боевиков только зарождались, на блокпостах в Луганской области платили от 400 до 700 гривень в день с продуктовым пайком. Рядовым наемникам из России зарплату выдают в долларах. В среднем суммы едва достигают $300 в месяц. Основной заработок боевиков – разбой, мародерство и грабежи.

Местные боевики в последнее время, судя по многочисленным жалобам, зарплату вовсе не получают – «ушли в запас и ждут звонка», говорит один из местных жителей. Наемники из России деньгами не сорят, но чувствуют себя хорошо. «Даже в дорогом Донецке цены ниже, чем в России», – говорят очевидцы.

Депутат Госдумы РФ, член комитета по обороне Вячеслав Тетекин оценил количество наемников из РФ, принимавших и принимающих участие в боевых действиях в Донбассе в 30 тысяч человек. «Некоторые воевали там неделю, некоторые воевали несколько месяцев, но, по данным ДНР/ЛНР, через боевые действия прошло примерно 30 тысяч», – подчеркнул он.

По данным авторов Доклада Немцова «Путин. Война», набирают боевиков в военкоматах по всей России, а также через российские шовинистические организации. Предпочтение отдается специалистам с боевым опытом. Средняя ставка боевика из РФ, по данным доклада, составляет 60 тысяч рублей в месяц (около $1200), хотя «есть те, кто получает 80, 90 тысяч, командиры – даже больше». Для сравнения: средняя заработная плата в России, по данным Минэкономразвития РФ, в январе 2015 года составила 31,2 тысячу рублей. Но на деле таких денег никто не получает – ни один из собеседников не смог подтвердить такие суммы в качестве регулярной оплаты.

Кто платит. Основная идея «мирного урегулирования» в понимании Кремля состоит в том, чтобы местным боевикам платил Киев. Президент РФ Владимир Путин добивается, чтобы террористы получили статус местной власти и «народной милиции», официально перешли на содержание государственного бюджета Украины с правом широкой автономии. От каких расходов может избавиться Москва?

Траты на живую силу. Весь груз содержания боевиков обходится России примерно в $10 миллионов ежемесячно. И это только оплата 35-40-тысячной группировки местных и российских наемников, не считая порядка 10 тысяч регулярных военных армии РФ, которым тоже надо платить.

Траты на боевую технику. По данным штаба АТО, на апрель 2015 года Россия перебросила в оккупированные территории почти 700 танков, более 1100 бронетранспортеров, почти 600 артиллерийских систем, более 380 РСЗО и 110 средств ПВО. Учитывая тот факт, что из танков Россия использует в Украине в основном модель Т-72 (в открытых источниках стоимость машины варьируется от $50 до $500 тысяч), и если исходить из средне-рыночной стоимости, то лишь стоимость российских танков в Донбассе составит не менее $175 миллионов. Почти вдвое больше агрессор потратил на бронетранспортеры – порядка $250 миллионов. Ствольная артиллерия – около $150 миллионов. Реактивные системы залпового огня (Град, Ураган, Торнадо) – не менее $200 миллионов.

Топливо, снаряжение. Сопутствующие траты – топливо, боеприпасы, экипировка для десятков тысяч солдат – может достигать $200 миллионов на текущую группировку в Донбассе. Один Т-72 на грунтовых дорогах «съедает» 3-4 литра дизельного топлива на километр, в то время как средняя стоимость литра дизеля в Украине – порядка $1. В России цены на топливо выше. К стоимости следует также добавить традиционный «откат» и стоимость транспортировки – получится $3-4 за литр дизельного топлива. Другими словами, стоимость марш-броска 20 танков на расстояние в 50 километров обойдется примерно в $16 тысяч, а передвижение группировки в 1 тысячу единиц на 50 километров один раз в месяц будет стоить $800 тысяч.

В целом бюджет агрессии может достигать $100 миллионов в месяц. Сюда включены транспортировка из России военной техники, ее стоимость, боеприпасы, закупка и транспортировка топлива, снаряжения и приспособлений для боевиков и регулярных частей РФ, а также зарплата местных боевиков и наемников. Следует учитывать тот факт, что Москва использует в основном бывшие в употреблении виды техники, стоимость которых заметно ниже новых боевых машин. Но в целом общий бюджет Москвы на войну в Донбассе в 2014-2015-м году уже мог перевалить за миллиард долларов – оценки российских независимых экономистов аналогичны.

«Местных бюджетов не хватает даже на пенсии и зарплаты бюджетникам. По моим данным, в первом квартале в бюджете группировки ДНР собрали только 35% от запланированного. Деньги завозят из России. Ведь Москве выгодна война – вот она их и оплачивает», – говорит донецкий журналист Сергей Гармаш.

Выдают деньги так называемые «старшины» или «бригадиры» террористов. При этом, судя по всему, основная масса денег, которые Москва передает боевикам, остается в карманах главарей. Рядовым боевикам все чаще платят едой – что гораздо дешевле.

Один из «заработков» местных боевиков – уголь. Однако деньги до населения не доходят – валюта оседает в карманах лидеров, которые не спешат делиться. «Мелких боевиков вроде казаков, которые «рушат систему», сейчас гоняют и ломают. Похоже на то, что Кремль выстраивает автономию со своими менеджерами, которую очень хочет впарить Украине», – предполагает один из местных журналистов.

Российская оппозиция оценивает прямые затраты РФ на военный компонент гибридной войны с Украиной в сумму 53 миллиардов рублей (около $1 миллиарда). Такую сумму бюджета агрессии дал директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, один из соавторов исследования «Путин. Война», известного как Доклад Немцова. По оценке Алексашенко, 21 миллиард рублей потребовалось на содержание 6 тысяч военных из России, 25 миллиардов рублей. – на поддержку 30 тысяч местных боевиков, 7 миллиардов рублей – на эксплуатацию, обслуживание и ремонт боевой техники.

Каждый гражданин России уже заплатил за войну против Украины по $7 тысяч за весь период конфликта. Ежемесячно каждый гражданин РФ из числа 143 миллионов человек платит $600
Другими словами, каждый гражданин России уже заплатил за войну против Украины по $7 тысяч за весь период конфликта. Ежемесячно каждый гражданин РФ из числа 143 миллионов человек платит $600. Это деньги, которые верхушка России тратит в обход мнения россиян на войну против украинцев.

Цены в Донецке и Луганске. Отдельная история – стоимость жизни на территории, подконтрольной бандам ЛНР и ДНР. Практически везде можно найти продукты питания украинского производства – из Харькова, Чернигова, Полтавы. Колонны грузовиков ежедневно ввозят на территорию боевиков сотни тонн продовольствия. Однако все чаще недостаток тех или иных продуктов террористы компенсируют поставками из России. Открытая граница способствует незаконному бизнесу.

Среднюю стоимость продуктов питания невозможно составить. В двух соседних городах, например, стоимость мяса может кардинально отличаться. В Красном Луче стоимость мяса – порядка 110-120 гривень, хлеб до 10 гривень, масло сливочное от 110 до 130 за килограмм, сахар до 27, огурцы – 55, яблоки – до 40. В Луганске мясо на порядок дороже – порядка 150 гривень за килограмм, картофель – около 13, лук – 15, морковь – 30, яблоки – 32, сахар – до 30, яйца – 25-30.

Средние цены в Донецке: яйца – до 25 грн за килограмм, сахар – 20, кефир, молоко (за литр) – до 17, курица – 60-90, картофель – 15, морковь – 25 грн, лук – до 27, нормальное мясо стоит свыше 100 грн за кг и продается преимущественно на рынках. Масло сливочное – 73, масло подсолнечное – 38.

Основной дефицит практически всех оккупированных российскими войсками городов – бытовая химия и предметы личной гигиены. «По ценам все меняется очень быстро. По основным группам – в два-три раза. Есть критический дефицит, типа прокладок женских или нормальных не российских сигарет. Стиральные порошки, палочки для ушей и прочее – минимум вдвое дороже, чем в среднем по Украине. Такая же ситуация с лекарствами», – говорят местные жители.

В целом жизнь в регионе, который и до войны был не самым благополучным в Украине, стала вдвое-втрое дороже. Люди массово покидают оккупированные территории Донецкой и Луганской области. Число внутренних переселенцев скоро перевалит за миллион человек.

Ще на цю тему