В России срочников принуждают к контрактной службе

13:32 18.09.2015

Контрактная армия в России в силу самого своего определения является структурой, в которой служат по собственной, доброй воле. Однако за последние 12 месяцев, по статистике юридической службы медиа-группы Mil.Press, случаи активного препятствования увольнению и, наоборот, принуждения к подписанию контракта существенно участились.

В поле зрения редакции даже оказалась ситуация, когда военный оказался под угрозой уголовного дела из-за попытки увольнения, пишет Военное.РФ.

В редакцию Военное.РФ обратились сразу несколько военнослужащих-контрактников, которые не могут уволиться со службы из-за препятствий со стороны командиров. По словам одного из таких военных, Николая Акбирова, им был написан рапорт на увольнение по неисполнению условий контракта, потому что по собственному желанию увольняться ему не давали. Тем не менее, даже по столь отрицательной статье расторгнуть контракт у Николая не получилось.

«Сдав вещевое имущество, уехал домой, чтобы начать поиски работы. Потом поступил звонок от командира отделения, он сказал, что мои документы отправлены в следственный отдел для возбуждения уголовного дела и командир роты требует ему перевести определенную денежную сумму для произведения обычного увольнения», - заявил Акбиров. По его словам, сданные документы просто пропали в системе военной бюрократии.

Похожая история произошла и с капитаном 3 ранга Тихоокеанского флота, который заявил о том, что его отказались увольнять по окончанию срока контракта, без его ведома направив его документы для заключения очередного договора на прохождение военной службы.

«Я написал рапорт на увольнение, командир принял его, но пригрозил тем, что уволит меня по несоблюдению условий контракта, если я не схожу с экипажем в море. После возвращения из похода я узнал, что кадровики отправили мои документы на новый контракт и подписали приказ у командующего», - отметил капитан 3 ранга.

В аналогичную ситуацию попали и два моряка Балтийского флота. Их желание расторгнуть контракт с Минобороны не находит отклика у командиров. Как рассказали корреспонденту издания сами матросы, командование отказывается увольнять их до того момента, пока они вместе с кораблем не сходят на боевую службу.

Переход к контракту

Первые предпосылки были заложены 25 августа 2003 года, когда Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу (ФПЦ) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». Согласно этому документу, соединения и воинские части постоянной готовности Вооруженных Сил, а также пограничные и внутренние войска начали переводиться на контрактный способ комплектования.

Чтобы программа заработала, командиры получили «стимул». Он описан в докладе правозащитных организаций «Гражданин и армия» о нарушениях прав военнослужащих при зачислении на службу по контракту: «согласно ряду сведений, полученных из регионов, командирам воинских частей сообщалось, что средства, полагающиеся на переоборудование казарм под общежития для контрактников и другие подобные нужды, часть получит только в том случае, если к сроку, определенному ФЦП, часть будет полностью состоять из контрактников». Не менее красноречиво иллюстрирует ситуацию публикация журнала Русский Newsweek в №12 (281) за 2010 год: «Среднее руководящее звено получило приказ от руководства "обеспечить контрольные цифры" и ринулось исполнять его так же, как исполняло план по призыву».

Стимулировать же граждан записываться в контрактники никому в голову не пришло. Зарплата военнослужащего по контракту на тот момент составляла 7-8 тыс. рублей, при том, что средняя по стране находилась на уровне 14 тыс. Бытовых условий контрактникам также создано не было - сначала нужное число контрактников и только потом - деньги на их обустройство.

Личный состав пришлось тащить в контрактники фактически силком, в основном - из числа солдат-срочников.

«С осени 2005 года в комитеты солдатских матерей и другие правозащитные организации стали поступать жалобы на то, что солдат принуждают к подписанию контрактов», - говорится в докладе организации «Гражданин и армия». Случалось, что срочников «подписывали» на контракт вообще без их ведома, просто поставив перед фактом, что теперь они контрактники. Были зафиксированы и случаи насилия.

В итоге проблему признал главный военный прокурор России Сергей Фридинский.

«Некоторые командиры в погоне за показателями по сути вынуждают военнослужащих по призыву переходить на контракт, а некоторые, несмотря на то, что служба по контракту предусмотрена на три года, обещают помощь в увольнении со службы уже через два года. В результате происходит подрыв авторитета контрактной службы», - заявил он в июне 2007 года.

Указал главный военный прокурор и на следствие этой проблемы - рост числа преступлений среди контрактников, самыми распространенными из которых стали уклонения от службы.

В начале 2008 года власти подвели итоги ФПЦ. Вместо 400 тыс. контрактников было набрано менее 200 тыс.

Война с Украиной

«С приходом Сердюкова (министра обороны Анатолия Сердюкова - ред.) было жестко сказано, что контракт - дело добровольное», - рассказал координатор инициативы «Гражданин и Армия» Сергей Кривенко. Поэтому с 2009 года самоуправство на местах в основном прекратилось. Более того, вторую попытку формирования корпуса контрактников начали с того, что серьезно повысили жалование военнослужащим по контракту. С 2012 года рядовые-контрактники могли рассчитывать уже на 25 тыс. рублей. Процесс пошел естественным путем и в апреле 2015 года министр обороны Сергей Шойгу поздравлял уже 300-тысячного контрактника.

Но еще раньше, в начале осени 2014 года правозащитники зафиксировали новый всплеск случаев принуждения к заключению контракта.

«В августе 2014 года к нам начали поступать обращения военнослужащих из разных частей, - рассказывает координатор отдела по защите прав военнослужащих организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Антон Щербак. - Ребята рассказывали, что их начали агитировать, не всегда преподнося верную информацию. Многим говорили, что они заключают контракт на три месяца, а потом якобы можно будет уволиться. Дезинформировали относительно денежного довольствия».

«Осенью мы стали получать данные, что военнослужащих стали настойчиво уговаривать заключить контракт, остаться на службе, - подтверждает Сергей Кривенко. - Из разных точек страны шли такие сообщения. Нельзя сказать, что в каждой части, но это было».

В СМИ сообщалось о подобных инцидентах в Уссурийске, Буйнакске, Буденновске, Кантемировской дивизии.

Источники не располагают информацией относительно причин очередного обострения старой проблемы, но напоминают, что именно в этот период идут наиболее активные бои в Украине и происходят загадочные похороны российских военнослужащих.

Новый всплеск происходит зимой 2014-2015 года. «Солдатские матери Санкт-Петербурга» получили порядка двух десятков сообщений из военной части в Каменке Ленинградской области.

«Ребята говорили, что их дезинформировали, якобы можно на три месяца заключить контракт, а не понравится - уволиться. Начали угрожать, что если не подпишешь - мы тебе плохую характеристику дадим, ты с ней никуда не устроишься», - говорит Антон Щербак.

Также, по его словам, они рассказывали, что контрактники якобы были необходимы руководству для командировки на юг.

В Каменке, по словам Антона Щербака, все закончилось тем, что военный прокурор, пришедший в часть по заявлению одного из родителей, зашел прямо в актовый зал, где как раз проводилась «обработка» срочников. Больше жалоб от солдат не поступало. Правда, в своем официальном ответе по поводу ситуации в Каменке военная прокуратура заявила, что нарушений закона выявлено не было. Но и никакого выезда части, по словам Антона Щербака, не состоялось.

«Есть две причины, которые могут быть, - рассуждает о подобных событиях последнего времени Сергей Кривенко. - Первое: сейчас усилено создание контрактной армии и к концу 2016 года поставлена задача набрать более 400 тыс. контрактников. Второе: увольняются контрактники, которые были набраны в 2011-2012 году. И, может быть, это действительно связано с Украиной, хотя это ничем не подтверждено».

Антон Щербак советует военнослужащим, попавшим в такую ситуацию, в первую очередь объединиться, во вторую — сообщить родителям, попросив их связаться с правозащитниками или военной прокуратурой. Как только о ситуации становится известно правоохранительным органам или окружному командованию, давление, как правило, сразу же прекращается, говорит юрист.

Теми:

Ще на цю тему