Стратегия деоккупации Крыма в новом глобальном контексте и украинских реалиях (1)
«Майдан Иностранных Дел» представляет свой первый ежегодный доклад «Ситуация в аннексированном Крыму и стратегия его деоккупации».
«Ситуация в аннексированном Крыму и стратегия его деоккупации». Ежегодный доклад Фонда «Майдан Иностранных Дел». Часть 1. Под общей редакцией Б. Яременко. Текст: А. Клименко при участии Ю. Смелянского, Т. Гучаковой, О. Корбут. – Киев. 2015. – 42 с.
Стратегия деоккупации Крыма
в новом глобальном контексте и украинских реалиях
В мае-июне 2014 «Майдан Иностранных Дел» впервые в Украине сформулировал основные принципы Стратегии возвращения Крыма. Они многократно публиковались и комментировались в украинских и зарубежных СМИ и социальных сетях, а в ноябре-декабре 2014 были изданы и презентованы в книге «Стратегия возвращения Крыма».
Некоторые итоги и выводы за начальный период оккупации Крыма – с февраля по декабрь 2014 – были опубликованы в докладе, представленном в Вашингтоне 6 марта 2015.
Первый вариант «Стратегии возвращения Крыма» (далее – Стратегия) разрабатывался в расчете на ее использование высшими органами государственной власти Украины. Однако этот расчет не оправдался или оправдался фрагментарно и в очень малой степени.
Основные идеи стратегии возвращения Крыма, сформулированные в 2014 году, были такими.
1. Экономическая блокада действий РФ в Крыму с целью сделать аннексию как можно более дорогостоящей для РФ, в том числе:
- морского, воздушного и сухопутного транспортного сообщения с Крымом;
- круизного и въездного туризма;
- поставок товаров из Украины и иностранных государств в Крым;
- поставок товаров из Крыма за пределы полуострова;
- инвестиций в Крым из-за его пределов;
- украинского бизнеса, работающего в оккупированном Крыму.
2. Правовая блокада РФ для возмещения ущерба от аннексии Крыма Украине, иностранным государствам и их гражданам.
3. Противодействие экспансии РФ в Черноморском регионе.
Расширение международной Организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ до формата «ГУАМ+» (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова + Турция, Румыния, Болгария).
4. Усиление военного присутствия НАТО в Черном море.
Перебазирование в румынский порт Констанца постоянных военно-морских групп НАТО на ротационной основе. Учреждение новых международных учений ВВС, ПВО, ПРО и сил специальных операций в Черноморском регионе.
5. Персональные санкции к крымским коллаборационистам – гражданам Украины, нарушившим присягу государственного служащего.
Аннулирование обязательств Украины по их пенсионному обеспечению, загранпаспортов, арест активов и др.
6. Поддержка выезда из Крыма сторонников Украины для продолжения учебы, работы, бизнеса.
Защита гражданских прав и адресная помощь тем, кто не имеет возможности выехать с полуострова. Поддержание их связи с родиной.
7. Воссоздание Совета министров АР Крым и всей системы исполнительной власти автономии на неоккупированной территории.
Создание в парламенте Украины комитета по делам Крыма. Реализация на территории 5 районов Херсонской области, примыкающих к Крыму, экономических программ с участием переселенцев из Крыма, создание СЭЗ и технопарков.
8. Закрепление в Конституции Украины статуса Крыма как национально-территориальной автономии крымскотатарского народа.
Часть этих мер была реализована (см. ниже).
Обновленный вариант Стратегии, представленный в этом докладе, адресован уже не столько руководителям Украины, сколько гражданскому обществу и государствам-партнерам Украины, международным организациям, украинской диаспоре.
Мотивы для изменения целевых групп таковы. Высшее политическое руководство Украины все это время дистанцировалось не только от разработки и реализации «Крымской стратегии» на государственном уровне, но даже от ее обсуждения.
Более того, регулярно декларируя приверженность и даже уверенность в возвращении Крыма, руководство Украины после принятия достаточно адекватного закона «Об оккупированных территориях Крыма и Севастополя» затем приняло ряд правовых актов, противоположных задаче деоккупации.
Наиболее резонансным стал закон о т.н. «свободной экономической зоне» в оккупированном Крыму. Он создал льготный режим для торговли с оккупантами и контрабанды украинских товаров через оккупированный Крым в Россию. На его основе приняты правовые акты, которые дискриминировали украинских патриотов, покинувших или желающих покинуть оккупированную территорию, сделав их «нерезидентами» в родной стране.
Одновременно он приравнял к иностранцам всех граждан Украины, которые живут в оккупированном Крыму. Закон до сих пор не отменен, несмотря на неоднократные обещания Президента Украины в связи с требованиями гражданских активистов Крыма и лидеров крымских татар.
Несмотря на это, ряд предлагавшихся в 2014 мер Стратегии был все же реализован. Это произошло в результате:
а) волонтерской работы гражданского общества с использованием украинских и зарубежных СМИ:
- морская блокада Крыма, прекращение регулярного пассажирского судоходства между Севастополем, Ялтой и Стамбулом,
- отмена регулярного авиарейса между Симферополем и Стамбулом,
- гражданская сухопутная блокада поставок товаров и электроэнергии в Крым,
- принятие закона «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».
б) действий государств-партнеров и международных организаций, их рекомендаций руководству Украины:
- санкции США, ЕС, стран Британского содружества и др. к Российской Федерации,
- санкции Украины к России;
в) давления гражданского общества на государственные органы Украины и наличия отдельных руководителей, которые поддерживают Стратегию:
- прекращение водоснабжения Крыма по Северо-Крымскому каналу;
- прекращение железнодорожного сообщения с Крымом;
- запрет полетов в Украину авиакомпаниям РФ, летающим в Крым;
- создание Прокуратуры АР Крым;
- возбуждение уголовных дел в отношении крымских коллаборационистов и арест их имущества;
- аресты нескольких морских судов-нарушителей режима санкций.
Нынешнее высшее политическое руководство Украины опасается заниматься возвращением Крыма, оставляя это «будущим поколениям». Поэтому, не прекращая прессинга органов власти Украины, гражданскому обществу необходимо усиливать работу на международном направлении, делая акцент на взаимодействие со странами-партнерами.
С учетом глобального значения аннексии Крыма и процессов, последовавших за ней в Украине и Черноморско-Средиземноморском регионе, найти пути решения крымской проблемы можно только в широком международном контексте.
За прошедшее после аннексии Крыма время сложилось новое понимание ее глобального значения. «Мир после Крыма» стал другим. И эти изменения стремительно нарастают.
Об этом, в частности, сказал в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент США Б. Обама:
«Мы видим, что некоторые из крупных держав самоутверждаются таким образом, что это нарушает международное право. Мы видим подрыв основ демократических принципов и прав человека, которые являются фундаментальными для миссии ООН. Информация в этих державах строго контролируется, а пространство для гражданского общества сужается. Нам говорят, что это нужно для предотвращения хаоса, что это единственный путь для борьбы с терроризмом, для недопущения вмешательства иностранных сил…
…Возьмем аннексию Россией Крыма и последовавшую за этим агрессию на востоке Украины. У Америки совсем немного экономических интересов в Украине. Мы осознаем глубокую и сложную историю отношений между Россией и Украиной. Но мы не можем оставаться в стороне, когда возмутительным образом нарушаются суверенитет и территориальная целостность страны. Если в случае с Украиной это останется для России без последствий, это сможет произойти с любой из стран, представители которых здесь сегодня собрались. Вот на чем основаны санкции, которые США и наши партнеры ввели в отношении России».
Аннексия Крыма привела к драматическим последствиям для внутренней и внешней политики РФ. Она стала критической точкой, пройдя которую, РФ окончательно превратилась из авторитарной страны в неототалитарную.
Сегодняшняя внутренняя жизнь аннексированного Крыма – это портрет ближайшего будущего России.
Стало очевидным, что агрессия против Грузии в 2008, фактическая аннексия Абхазии и Южной Осетии, создание контролируемого войсками РФ анклава в Приднестровье, аннексия Крыма, попытка отторжения от Украины по крымскому сценарию Одесской, Николаевской, Херсонской, Харьковской, Донецкой и Луганской областей (проект «Новороссия»), вооруженное вмешательство РФ в сирийский конфликт – это взаимосвязанные составляющие единого процесса.
В контексте сказанного выглядит сомнительной идея ряда стран ЕС разделять «санкции за Крым» и «санкции за Донбасс».
Необходимо убеждать партнеров Украины в увязке сохранения и ужесточения режима санкций до полного восстановления территориальной целостности Украины, включая Крымский полуостров.
Вступление РФ в войну на стороне сирийского режима Б. Асада, ракетный удар по Сирии из Каспийского моря через территории двух государств может облегчить эту задачу. Впрочем, не исключено, что инерция благополучного европейского развития в годы после распада СССР – за исключением «балканского кризиса» – будет сказываться еще некоторое время. Она проявляется в попытках «умиротворения агрессора», аналогичных предшествовавшим началу 2-й Мировой войны. При этом в высказываниях ряда европейских политиков просматривается не только «умиротворение», но и тенденция жертвовать ценностями и принципами ради электоральной или экономической конъюнктуры.
Цивилизованный мир не сделал выводов из нападения РФ на Грузию в августе 2008, которого никто не ждал. Никто не ожидал, что Россия аннексирует Крым, что десять батальонов регулярных войск РФ вторгнутся на Донбасс, что РФ ввяжется в сирийскую войну авиационными бомбежками, а тем более – запусками крылатых ракет средней дальности «Калибр-НК» из Каспийского моря 7 октября и 20 ноября 2015.
В этой связи перед экспертными организациями в Украине и в странах-партнерах встает серьезный вызов. Необходим переход от анализа случившихся событий к прогнозированию действий РФ.
Интегральный взгляд на события 2014-15 годов, начавшиеся с оккупации и аннексии Крыма, позволяет утверждать, что путинский режим нацелился на глобальный реванш за историческое поражение советской империи.
Путин строит свой – антизападный – мир, называя его, в том числе, ЕАЭС, ШОС. Он принял решение, что в его мире будут другие базовые ценности. В этом качестве современная Россия стала, наряду с образованиями по типу ИГИЛ, новой глобальной угрозой цивилизованному миру в 21 веке.
Аннексия Крыма – это еще и символический вызов Путина лидерам США и Великобритании. Он бросил этот вызов двум странам Большой Тройки времен 2-й Мировой войны – США и Великобритании – за несколько месяцев до 70-летия Крымской конференции, где был заложен фундамент послевоенного мира. Аннексией Крыма Россия демонстративно уничтожила то, что 70 лет называли «Ялтинским миром».
Этот же вызов брошен тем же США и Британии и в другом качестве – в честь 20-летия подписания ими и Россией Будапештского меморандума 1994 о гарантиях территориальной целостности Украины.
Аннексия Крыма, попытки создания «Новороссии» на территории 6-8 областей Украины, прямая агрессия на Донбассе показали, что путинская Россия оказалась мировым лидером в научной разработке и практическом применении принципов современной гибридной или диффузной войны, поставив в тупик в смысле адекватной реакции на это даже блок НАТО.
Новые принципы современной войны, успешно примененные при агрессии в Украине, были изложены начальником Генштаба РФ генерал-полковником Герасимовым в докладе «Основные тенденции развития форм и способов применения Вооруженных Сил, актуальные задачи военной науки по их совершенствованию» на общем собрании Академии военных наук РФ 26 января 2013 года:
«В XXI веке прослеживается тенденция стирания различий между состоянием войны и мира. Войны уже не объявляются, а начавшись – идут не по привычному нам шаблону.
… Вполне благополучное государство за считанные месяцы и даже дни может превратиться в арену ожесточенной вооруженной борьбы, стать жертвой иностранной интервенции, погрузиться в пучину хаоса, гуманитарной катастрофы и гражданской войны. По масштабам жертв и разрушений, катастрофическим социальным, экономическим и политическим последствиям такие конфликты нового типа сравнимы с последствиями самой настоящей войны.
И сами «правила войны» существенно изменились. Возросла роль невоенных способов в достижении политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли силу оружия.
…Акцент используемых методов противоборства смещается в сторону широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения. Все это дополняется военными мерами скрытого характера, в том числе реализацией мероприятий информационного противоборства и действиями сил специальных операций. К открытому применению силы зачастую под видом миротворческой деятельности и кризисного урегулирования переходят только на каком-то этапе, в основном для достижения окончательного успеха в конфликте.
…Широкое распространение получили асимметричные действия, позволяющие нивелировать превосходство противника в вооруженной борьбе. К ним относятся использование сил специальных операций и внутренней оппозиции для создания постоянно действующего фронта на всей территории противостоящего государства, а также информационное воздействие, формы и способы которого постоянно совершенствуются…»
Еще один вызов миру, брошенный путинской Россией в 2014-15, состоит в том, что, вмешавшись в сирийский кризис, РФ соединила две региональных «дуги конфликтов» – Средиземноморскую и Черноморскую – в одну «линию фронта» от Туниса до Донбасса.
РФ создала крупнейшую военную группировку в Южном военном округе. В нее входят не только сухопутные войска и ВВС, но и усиленно обновляемые Черноморский флот (ЧФ) и Каспийская флотилия. Военные базы в аннексированном Крыму, в непризнанных Абхазии и Южной Осетии, Ростовской области, Краснодарском крае, Северном Кавказе используются для отработки реальных военных операций и подготовки не только военных, но и боевиков. Именно там проходили подготовку военные и боевики, захватывавшие Крым и воевавшие на Донбассе.
В сентябре-октябре 2015, понимая сложность снабжения базы в Сирии по морю, РФ приобрела не менее восьми гражданских сухогрузов, включив их как военные суда под своим флагом в 205-й отряд 9-й бригады вспомогательных судов Черноморского флота. Для охраны базы в Сирию переброшена отдельная бригада морской пехоты ЧФ из Севастополя.
В 2015 на Черноморский флот придут два из 6 новых ракетных фрегатов (в 2016 – еще один), в ноябре 2015 уже прибыли два ракетных корвета, однотипных тем, которые совершили ракетный обстрел Сирии из Каспийского моря (всего их будет 6).
К концу 2015 Черноморский флот будет располагать также двумя новыми подводными лодками (всего их будет 6). Все эти корабли оснащены крылатыми ракетами «Калибр», которые могут нести ядерную боеголовку.
На авиабазу в Гвардейском (возле Симферополя) в 2016 прибудет морской ракетоносный авиаполк, вооруженный дальними бомбардировщиками Ту-22М3.
16 ноября 2015 года новая подводная лодка Черноморского флота РФ «Ростов-на-Дону» произвела ракетную атаку территории Сирии из Средиземного моря крылатыми ракетами «Калибр».
Нужно отметить, что эта подводная лодка совершала свой первый переход с места строительства и испытаний (Балтийское море) к месту постоянного базирования в Черное море.
Таким образом, Россия использует базирующийся в оккупированном Крыму Черноморский флот в сирийской войне. То есть, аннексированный Крым теперь оказался непосредственно втянутым еще и в сирийский кризис.
В этом контексте существенно повысился риск активации Россией конфликтов на Южном Кавказе (Грузия, Нагорный Карабах) с целью блокирования новых проектов транзита энергоносителей в Европу с Каспийского моря и Туркмении через территорию Турции.
Одним из наиболее рискованных выглядит молдавское направление. Это обусловлено изоляцией Приднестровья и тем, что важную роль в гражданских протестах в Молдове играют пророссийские силы.
Новая подводная лодка Черноморского флота РФ "Новороссийск", первая в серии из 6 подлодок, вооруженных крылатыми ракетами "Калибр", прибывает в Севастополь.
Продолжение следует
***
«Майдан Иностранных Дел» – общественная внепартийная некоммерческая организация, экспертная и общественная площадка для формирования украинской внешней политики и политики национальной безопасности, базирующихся на демократических ценностях, правах человека, международном праве и международном сотрудничестве.
Являясь лидирующим украинским форумом в области внешней политики, «Майдан Иностранных Дел» предлагает экспертный взгляд на ключевые проблемы и интересы Украины в области внешней политики и национальной безопасности; популяризирует и проясняет эти проблемы и интересы широкой аудитории внутри страны и за её пределами; всячески способствует общественной дискуссии по этим вопросам; разрабатывает и стимулирует механизмы общественного контроля над формированием и осуществлением украинской внешней политики и политики национальной безопасности.
«Майдан Иностранных Дел» был создан во время Революции Достоинства в 2013-2014 гг. украинскими дипломатами, открыто осудившими действия правительства Януковича и изменение внешнеполитического вектора Украины. Команда «МИД» состоит из дипломатов и экспертов, специализирующихся на внешней политике, национальной безопасности, экономике и международном сотрудничестве.
Сайт: mfaua.org
телефон: +380 44 279-40-35
E-mail: [email protected]
Адрес: 01001, Украина, Киев, ул. Михайловская, 22А
Ще на цю тему
- 11.11.2024 Це не позиція президента: У Трампа відхрестилися від слів радника Ланзи про Крим
- 05.11.2024 В Україні відбудеться міжнародна конференція «Крим глобальний. Розуміння України через Південь»
- 29.10.2024 Діти з Німеччини, Фінляндії та Франції три тижні в перебували у «Артеку» в окупованому Криму
- 26.10.2024 Лукашенко заявив, що Крим не російський «де-юре»
- 24.10.2024 Дії РФ у Криму нагадують радянську окупацію балтійських країн - прем’єрка Латвії
- 18.10.2024 У Криму окупанти затримали громадянку України за підозрою у «шпигунстві»
- 17.10.2024 Україна заблокувала головування Росії у Комісії із захисту Чорного моря від забруднення
- 14.10.2024 Окупаційний суд засудив жителя Севастополя до 21 року позбавлення волі
- 20.09.2024 В окупованому Криму почалася нова хвиля російських фільтраційних заходів – Центр нацспротиву
- 23.08.2024 Окупанти готуються до «місцевих виборів» в Криму – ЦНС
- 06.08.2024 У Криму другий за два дні підконтрольний РФ міністр пішов у відставку
- 16.07.2024 В Україні повідомили про підозру у катуванні людей двом ФСБшникам із Криму