Фондовый рынок в Крыму умер из-за санкций и национализации

21:37 08.09.2016

Единственный профучастник финрынка оккупированного Крыма, получивший российскую брокерскую лицензию, спустя два года добровольно отказался от нее. Восточно-Крымская фондовая компания, проработав на украинском фондовом рынке 18 лет, не смогла соответствовать российским регуляторным требованиям. Кроме того, на бизнес негативно повлияла национализация крымских предприятий.

6 сентября на сайте ЦБ РФ были обновлены реестры профессиональных участников рынка ценных бумаг. В списке компаний, имеющих лицензии брокера, не оказалось единственного крымского участника рынка — Восточно-Крымской фондовой компании, передает primechaniya.ru.

«Сообщаем, что Восточно-Крымская фондовая компания в добровольном порядке сдала в ЦБ РФ лицензии на осуществление брокерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. Добровольная сдача двух лицензий связана с отсутствием в настоящий момент в Республике Крым спроса на данный вид услуг», — говорится в сообщении на сайте компании.

Как заявил гендиректор Восточно-Крымской фондовой компании Игорь Смородский, «вторичный рынок в Крыму умер из-за санкций и национализации». «У нас в портфеле были акции всех крупных крымских компаний: «Крымэнерго», «Крымгаз», «Залив» и т. д. Все они были национализированы. Акционеры не получили никаких компенсаций за свои акции, и они больше не доверяют фондовому рынку», — говорит он. По словам господина Смородского, он обращался с заявлением к властям республики с предложением компенсировать акционерам потерянные в ходе национализации средства — аналогично тому, как это было сделано с банковскими вкладами. «Но, к сожалению, правового ответа на это нет», — резюмирует он.

Все два года, по признанию господина Смородского, Восточно-Крымская фондовая компания зарабатывала в основном на сдаче в аренду принадлежавших ей объектов недвижимости. По прямой специализации обслуживалось не более ста клиентов. Расходы же на поддержание российских лицензий профучастника оказались непосильными. «Чтобы в 2017 году оставаться лицензиатом, мы должны затратить только на администрирование порядка 600-700 тыс. руб.», — говорит господин Смородский. В апреле 2016 года местное отделение ЦБ вынесло брокеру 14 предписаний, большая часть которых касалась нарушений антиотмывочного законодательства. По словам гендиректора Восточно-Крымской фондовой компании, его организация не имеет напрямую контактов с клиентскими деньгами (работает только по субброкерской схеме с «КИТ Финанс Брокером»), поэтому он настаивает, что предписания не имели оснований. Впрочем, в суде предписания не оспаривались. Зато господин Смородский обращался с просьбой о временных регуляторных послаблениях для единственной брокерской компании Крыма, однако, по его словам, ему было отказано. ЦБ не комментирует свои надзорные действия.

С уходом компании с рынка брокерских услуг на полуострове остаются только два профучастника с аналогичными лицензиями, являющиеся банками, — РНКБ и Генбанк. Однако, как выяснил «Ъ», позвонив на горячие линии банков, услуг на фондовом рынке физлицам они не оказывают.

Кроме того, действующие лицензии сохраняют пять управляющих компаний и один регистратор. Дилерские услуги оказывают две компании, одна из которых — «Восточно-Крымская фондовая», решившая пока оставить лицензию на этот вид деятельности. До присоединения Крыма к России дилерские, брокерские лицензии и лицензии на управление ценными бумагами имели 22 компании.

По словам главного экономиста консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгения Надоршина, сжатие этого рынка — закономерное явление. «Перспективы развития фондового рынка даже в целом по России туманны, не говоря уж о таком сложном регионе, как Крым. Низкая ликвидность, спекулятивная направленность, отсутствие интереса игроков к размещениям — позитивно меняется только сама биржевая среда, спрос же не формируется», — говорит он. Кроме того, отмечает эксперт, финансовая грамотность населения региона вряд ли соответствует высоким стандартам. «Поэтому предлагать ему продукты фондового рынка пока даже опасно. Сначала нужно максимально полно информировать население, если мы не хотим получить социальный взрыв в и так потенциально взрывоопасном регионе. На сегодняшний день, по моему мнению, отсутствие этого типа услуг в Крыму даже благо», — резюмирует господин Надоршин.

 

Ще на цю тему