Спецслужбы Молдовы расследуют новое дело о шпионаже

13:26 06.07.2017

Прокуратура по особым делам совместно со Службой информации и безопасности (СИБ) провели обыски в офисе неправительственного фонда «Регион», ранее издававшего одноименную газету, а в июне этого года начавшего выпуск издания «Берега Днестра».

Дело в отношении деятельности фонда расследуется по статьям УК об «Измене Родине» и «Шпионаже», пишет Point.md.

Учредитель фонда журналист Артем Вареница обвинения отвергает и не исключает, что проблемы фонда связаны с ситуацией вокруг бывшего главы непризнанного Приднестровья Евгения Шевчука, который на прошлой неделе бежал в Молдову, скрываясь от преследования со стороны новых властей Приднестровья.

Обыски в офисе фонда «Регион» по адресу Влайку Пыркэлаб, 45 прошли во вторник 4 июля. Известно об этом стало на следующий день, когда учредитель фонда Артем Вареница написал об этом на своей странице в Facebook. По словам Вареницы, в результате обыска изъяли компьютеры, сотрудникам фонда «инкриминируется незаконное распространение газеты и сбор информации», а учредителю фонда — «Измена Родине» и «Шпионаж».

В ордере на проведение обыска за подписью прокурора Думитру Штефырцэ говорится, что дело, в рамках которого проводились обыски, действительно было возбуждено 22 мая 2017 года по ст.337(1) УК РМ («Измена Родине») и ст. 338 УК РМ («Шпионаж»). По версии следствия, Служба разведки иностранного государства (страна не называется, но судя по контексту имеется в виду Россия) вербует граждан Молдовы, в том числе занимающих госдолжности, для сбора информации, которую планируется использовать для провоцирования массовых беспорядков с целью насильственного изменения конституционного строя РМ.

С этой целью, по утверждению СИБ, учредитель фонда «Регион» Артем Вареница, ранее выпускавший газету «Коммерсант инфо» на протяжении нескольких последних лет собрал под эгидой фонда группу лиц «со способностями к анализу и синтезу информации», которых впоследствии планировалось привлечь к работе по различным специализациям «в рамках неустановленных проектов».

Следствие также установило, что в течение 2016 года фонд «Регион» издал в Кишиневе 10 выпусков одноименной газеты, которая «тайно переправлялась в левобережный регион». Издание, как отмечается в документе, «ставило целью благоприятное освещение деятельности лидера отколовшегося региона Евгения Шевчука». В июне 2017 года (то есть уже после возбуждения уголовного дела — NM) тот же фонд выпустил первый номер издания на русском языке «Берега Днестра».

На основании этих фактов молдавские спецслужбы считают «очевидной тенденцию» к тому, что газета «Берега Днестра» будет использоваться для реализации «подрывных пропагандистских стратагем с целью информационной агрессии против конституционных властей Республики Молдова». Издание, по убеждению следствия, будет использовано спецслужбами иностранного государства для влияния на молдавский гражданский сектор, а также как инструмент манипуляции для провоцирования конфликтов, конечной целью которых являются массовые беспорядки и насильственное изменение конституционного строя.

На основе этих умозаключений следствие считает «резонным предположить», что в редакции газеты «Берега Днестра» и других помещениях фонда, помимо собственно газет, компьютеров и различных носителей информации могут находиться документы, отражающие преступную деятельность, в том силе финансовая и бухгалтерская отчетность, а также неучтенные денежные средства и даже незаконно хранящееся оружие и боеприпасы. Это и послужило основанием для проведения обысков.

Найти в сети Интернет сайт, контактные данные и вообще какие-то следы деятельности фонда и выпускаемых им изданий не удалось. Единственным сетевым представительством «Региона» является аккаунт в Facebook главного редактора газет «Регион» и «Берега Днестра» Николая Зубкова. Правда, на сообщение с просьбой прокомментировать обстоятельства дела и прошедших в редакции обысков он не ответил.

Учредитель фонда «Регион» Артем Вареница сообщил, что фонд и выпускаемые им издания зарегистрированы в Минюсте, а в уставе фонда говорится, что его задача — информирование граждан на всей территории Молдовы о ситуации в регионе. Оба издания, по словам Вареницы, распространялись открыто и законно — через экспедицию госпредприятия «Пошта Молдовей», Молдпрессу и «Почту Приднестровья». Информацию о том, что тираж «Региона» тайно доставлялся на левый берег, он опроверг.

В период президентской предвыборной кампании в Приднестровье, между тем, действительно распространялось издание «Регион». Как минимум несколько выпусков газеты, представлявшие собой по сути предвыборную агитацию в пользу Евгения Шевчука, массово раскидывались по почтовым ящикам приднестровцев. По словам знакомых с ходом кампании источников, газеты печатались на правом берегу, а тиражи достигали нескольких сотен тысяч экземпляров. Сразу несколько информированных источников также сказали, что фонд «Регион» и одноименное издание получали финансирование из Приднестровья.

Вареница это отрицает. По его словам, максимальный тираж «Региона» достигал 5000 экземпляров и весь распространялся через официальные сети. Он добавил, что несколько номеров действительно были выпущены в поддержку Евгения Шевчука, но денег за это получено не было, хотя обещания на этот счет были сделаны. С чьей стороны, Вареница уточнить отказался, но добавил: «Не удивлюсь, если [в рамках предвыборной кампании Шевчука] деньги [на газету] списали, только по крайней мере до нас они не дошли».

Отвечая на вопрос, на какие все-таки деньги издали 10 номеров «Региона» и один выпуск «Берегов Молдовы», Вареница сказал, что изначально «помогли дружественные бизнесмены». Назвать имена он отказался, но уточнил — «с правого берега». Впрочем, деньги это, по его словам, небольшие: «Печать одного номера — 6000 леев. На 11 номеров — 66 тысяч леев, то есть весь проект обошелся в 3-4 тысячи долларов. Остальное — на энтузиазме. Привлечь финансирование пытались, писали в фонды, посольства, приднестровцам тоже писали — никто не откликнулся».

Вареница заверил, что с финансовой документацией у фонда и редакции все в порядке: «Мы аккурат в апреле сдали финансовый отчет. Да даже если что-то не так, могли бы отозвать лицензию и все. Но нет, зачем-то понадобился этот шум».

Что касается версий о причинах возникших у фонда проблем и прошедших обысков, Вареница предположил, что это как-то связано с последними событиями вокруг Шевчука, который в на прошлой неделе неожиданно покинул Приднестровье и перебрался на правый берег. В Тирасполе на него, напомним, завели шесть уголовных дел, а Верховный совет снял с него иммунитет, которым он обладал как бывший глава непризнанной республики. Впрочем, как именно обыски в его фонде связаны с бегством Шевчука на правый берег, Вареница пояснить затруднился, отметив, что это лишь догадки, а уголовные дела и обыски стали для него полной неожиданностью.

Директор центра правовых ресурсов Влад Грибинча считает, что обыски могут быть лишь косвенно связаны с издательской деятельностью фонда.

«Это может быть связано и с газетой, но этого недостаточно [для таких обвинений]. Наверняка в этом деле есть что-то еще. Возможно, оно недостаточно доказуемо, но то, что этим занимается прокуратура по особым делам, говорит о том, что там не все так просто», — уверен юрист.

Он подчеркнул, что в ордере на обыск всегда указаны только предположения следствия: «Если были бы указаны факты, то это был бы не ордер на обыск, а заключительный приговор».

Глава Ассоциации независимой прессы (API) Петру Маковей сказал, что будет следить за ходом этого дела, однако пока в нем слишком много неясности.

«Я сам этих газет никогда не видел, мы не нашли данных о регистрации таких изданий в минюсте, "Почте Молдовы" и даже на сайте приднестровской почты», — рассказал Маковей.

Однако глава API считает, что вне зависимости от того, зарегистрировано издание или нет и от его редакционной политики, «подобные обыски в редакции не совсем совместимы с принципами правового государства» и любые расследования должны проводиться в рамках закона.

API будет требовать от СИБа дополнительных сведений об этом деле, так как обвинения в шпионаже — слишком серьезные.

Главной проблемой подобных расследований, по мнению Маковея, остается недостаток информации: «Пресс-службы СИБа и других структур часто работают либо непрофессионально, либо их главная задача — не допустить прозрачности».

В любой европейской стране, по словам Маковея, со стороны спецслужб и следственных органов уже последовали бы пресс-релизы с объяснениями.

Получить комментарий главы Прокуратуры по особым делам и борьбе с организованной преступностью Виталие Бусуйка не удалось, несмотря на многократные попытки связаться с ним. Сначала он сослался на то, что не знает о сути дела, но узнает и расскажет, потом трижды был занят, затем прислал sms-сообщение с просьбой позвонить позже и наконец вовсе перестал отвечать на звонки и сообщения.

Ще на цю тему