Кому понадобились транспортные коридоры с Грузией
Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил о том, что в случае форс-мажорных обстоятельств Армения может воспользоваться теми транспортными коридорами через Абхазию и Цхинвальский регион, которые откроются, если Россия подпишет соглашение со швейцарской компанией SGS, которое Грузия уже подписала.
Это заявление вызвало бурю эмоций как в Грузии, так и в Армении, пишет Новости-Грузия.
Бывший министр иностранных дел Грузии пояснил, что соглашение по транспортным коридорам подписывалось под давлением международных партнеров Грузии, для того, чтобы принять Россию в Международную торговую организацию. Никаких транзитных коридоров этим соглашением не предусмотрено, и вообще, с какого это перепугу вдруг правительство Грузии вернулось к этому вопросу именно сейчас, совершенно непонятно.
Вопрос был поставлен грузинской стороной пару месяцев назад — Москва не выполняет и не хочет выполнять договор о транспортных коридорах от 2011 года. В Москве, в лице заместителя министра иностранных дел Григория Карасина в ответ на это «удивились» и сказали, что они бы рады выполнять, но неконструктивность грузинской стороны мешает. В чем неконструктивность уточнить, как всегда, забыли.
После этого грузинская сторона стала вдруг конструктивной и подписала договор со швейцарской компаний SGS по досмотру грузов раньше российской стороны. Российская сторона пока не подписала, но подпишут.
Зачем это нужно властям Грузии, есть одна версия — грузинские власти сделали это под давлением. Кто мог оказывать давление на власти Грузии? Вряд ли это давление было из Еревана или из Тегерана, ни у тех, ни у других просто нет таких возможностей.
Реальных вариантов ровно два — Вашингтон или Москва. Есть ли необходимость в открытии данных коридоров у Штатов — сомнительно. А зачем это нужно Москве? Вопрос на самом деле не такой простой, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, понятно, что для властей Российской Федерации идеальная картина на Южном Кавказе выглядит следующим образом: Грузия признает независимость Абхазии и так называемой Южной Осетии, открывает все каналы транспортных сообщений с Россией. В Нагорном Карабахе стоит российская военная база под флагом миротворцев, ну ещё желательно такие же базы в Батуми, Ахалкалаки и Ленкорани. Грузия и Азербайджан в Евразэс, ОДКБ, все счастливы и готовы на все.
Картина понятная, но на то она и идеальная, что далека от реалий.
А реалии таковы, что кроме Москвы на Южном Кавказе есть другие игроки, да и самой Грузии такая идеальная картина вряд ли по нраву.
Ещё немного о реалиях, сколько бы ни говорили о том, что у США нет политики на Южном Кавказе, что не все ладно в Госдепе и других ведомствах новой администрации, основные тезисы, сформулированные по отношению к Грузии ещё при позднем Шеварднадзе остаются неизменными. Да и сотрудничеством с Грузией в Штатах давно уже занимается не столько Госдеп, сколько министерство обороны.
Поэтому предположить, что Грузия может предпринять хоть какой-то шаг, содействующий усилению влияния России на Южном Кавказе (а транспортные коридоры, тем более транзитные, это самое влияние явно увеличивают), было бы крайне наивным.
А теперь давайте посмотрим на сегодняшнее состояние российско-американских отношений.
Думаю назвать их хорошими или даже удовлетворительными несколько затруднительно. Чтобы не вдаваться в детали, скажем так, сегодня улучшение этих самых отношений Москве нужно куда больше, чем Вашингтону — все-таки это в России, а не в США президентские выборы на носу.
Конечно, говорить о том, что вопрос о транспортных коридорах через Грузию может хоть как то повлиять на российско-американские отношения было бы, мягко говоря, не совсем верно. Речь идет о том, что в условиях жесткого цейтнота российское руководство активизировало внешнеполитические усилия по всем направлениям, и Южный Кавказ одно из таких направлений. Почему бы не предположить, что этот самый вопрос о коридорах именно из этой серии. Грубо говоря — предмет торга.
Стоит отметить несколько моментов. Во-первых, то, что инициатива о коридорах была озвучена грузинской стороной — результат российского влияния на грузинскую власть, которой приходится лавировать между Вашингтоном и Москвой.
Ещё более умилительны «протесты и сопротивление» со стороны абхазской и осетинской сторон. Во-первых, эти самые коридоры их устраивают больше чем кого бы то ни было, а во-вторых, в Москве точно есть рычаги давления на так называемые «де-факто власти» на оккупированных территориях. Ну и наконец, то, что грузинские комментаторы комментируют в основном свои страхи, а армянские — свои желания.
Ще на цю тему
- 06.08.2020 Объем грузоперевозок в Грузии в первом полугодии составил почти 19 млн тонн
- 04.06.2018 Грузия теряет функцию транзитного коридора
- 27.03.2017 Контейнерные перевозки в Грузии сокращаются
- 04.11.2016 Железнодорожный грузооборот в коридоре Грузии снизился на 17%
- 14.09.2016 Украина и Грузия подписали соглашение о железнодорожно-паромном сообщении
- 18.04.2016 Азербайджан, Грузия, Молдова и Румыния подписали меморандум о транзитных грузоперевозках
- 04.02.2016 Болгария и Грузия договорились увеличить квоты на грузовые перевозки
- 13.10.2015 Иран свяжется с Болгарией через Грузию
- 16.12.2014 ГЖД начинает новый проект по транспортировке грузов из Турции в Центральную Азию
- 12.12.2014 Грузия стала членом международного транспортного соглашения
- 06.10.2014 Доходы Грузинской железной дороги достигли исторического максимума
- 19.09.2014 Грузинская железная дорога начинает транзит метанола