Зачем оккупанты ликвидируют «Крымтроллейбус»

08:21 22.01.2018

Т.н. «министерство транспорта» в оккупированном Россией Крыму анонсировало слияние нескольких транспортных компаний.

Самая крупная из них — ГУП «Крымтроллейбус» (КТ), будет присоединена к другому ГУПу — «Крымавтотрансу», пишет 3652.ru.

По словам сотрудников первого, уже объявлено о сокращениях. Трудовой коллектив считает это «началом конца», но оккупационные «власти» Крыма отрицают пессимистичные прогнозы. В свою очередь эксперты считают, что перед объединением следовало как минимум оптимизировать маршрутную сеть Симферополя.

Пустили на самотек

«12 января в троллейбусном парке прошло собрание, нас уведомили о распоряжении главы РК, — рассказал один из сотрудников "Крымтроллейбуса", попросивший не называть его имени. — Гендиректор уверял, что все имущество и территории остаются за нами. Однако в распоряжении об этом не говорится».

Сотрудники подчеркивают, что за несколько месяцев до слияния не проведена оптимизация маршрутной сети, о несовершенстве которой оккупационные «власти» города и Крыма постоянно упоминают.

КТ включает в себя три троллейбусных депо, автобусный парк, парк спецмашин, ремонтные мастерские, механический и аккумуляторный цеха, фельдшерский пункт, диспетчерские, ведомственное общежитие, базу отдыха и службу электрохозяйства. Это самый крупный госперевозчик Крыма. Проблем у него очень много, заметное позитивное изменение последних лет — почти полное обновление подвижного состава.

«Крымавтотранс» не является перевозчиком, ГУП владеет автостанциями и занимается диспетчеризацией. Деятельность у предприятий разная, потому, по мнению коллектива, в присоединении нет логики.

«Видимо лакомый кусок земли на Киевской улице (территория симферопольского депо недалеко от центра города, — ред.) сыграл против "Крымтроллейбуса", и 1,5 тысячи работников скоро пополнят ряды безработных», — продолжил сотрудник.

Это все, по мнению коллектива, выглядит неоднозначно еще и потому, что фактическое снижение статуса КТ облегчит процедуру «выселения» троллейбусников с занимаемых территорий: площадка в Гагаринском парке Симферополя еще до аннексии Крыма интересовала застройщиков. Также у КТ есть два депо в Ялте и Алуште, где, вопреки обещаниям властей, тоже процветает точечная застройка.

Люди утверждают, что руководство анонсировало сокращения — среди администрации и ремонтников. Однако не все считают, что сокращение управления КТ является минусом.

«Наше управление само виновато, они пустили все на самотек, — сообщил другой сотрудник предприятия. — Пригрелись на местах, уходить не хотят, — потому что удобно просто числиться и ничего не делать. Трудятся водители, их периодически "нагибают". Диспетчеры, на которых скинули много работы, считают билеты, выводят процент выручки, ведут ведомость эксплуатации всех машин. А управление бездельничает, только составляет отчеты о работе, проделанной другими, — для вышестоящих. Уберут лентяев — и правильно сделают. Они зачем-то нагоняют страх на водителей. Были даже рекомендации администрации, чтобы водители отказывались работать с новыми валидаторами».

«Под конец 2017-го "Крымтроллейбус" вышел на небольшую прибыль за счет выбитой дотации, — рассказал один из водителей предприятия. — Не удивлюсь, если следующими о сокращении узнают диспетчеры, в "Крымавтотрансе" своих в достатке. Потом актуализируются вечные разговоры о сложности содержания подстанций и контактной сети... Так в Крыму погибнет экологически чистый транспорт».

Дело в деньгах

Интересно, что о слиянии поговаривали еще в ноябре 2017-го. Но «минтранс» Крыма игнорировал все вопросы и дал комментарии только после публикации распоряжения «совмина». В «министерстве» демонстративно подчеркнули: все сотрудники сохранят свои места. О предупреждениях управлению и ремонтникам — ни слова.

«Объединение, в которое войдет также керченский перевозчик и симферопольский "Горавтотранс", нужно для контроля финансовых потоков, — сказал "министр транспорта" Игорь Захаров. — От него выиграют все предприятия. Мы централизуем управление, берем все в свои руки — в том числе субсидирование перевозки льготников».

Если отсеять общие рассуждения чиновников, это вся аргументация. Детальнее о целях слияния в «министерстве» не рассказывают.

Как сообщил директор КТ Илья Прокопьев, «Крымавтотранс» передал «Крымтроллейбусу» валидаторы. Правда, водителям с ними придется «подрабатывать» кондукторами и выполнять план выручки — считывающие устройства в салонах не установят, они будут находиться в кабине. Фактически реформа состоит в том, что каждый проданный водителем билет будет фиксироваться системой, а не диспетчером.

В «минтрансе» считают, что монетизация льгот в Крыму не целесообразна, и госперевозчику выгоднее получать дотации. Теперь можно будет вести учет льготников, но, опять же, очень условно — руками водителей, выдающих билеты из терминала. Установка турникетов при этом, как ни странно, не рассматривается.

«Система автоматизированной оплаты проезда заработает тогда, когда крымские банки начнут выпускать бесконтактные карты, — сказал Илья Прокопьев. — Это вопрос 1-1,5 лет».

Тем не менее во многих городах России, в том числе в Москве, пассажиры пользуются картонными картами со встроенным чипом — их выпускает транспортная компания.

Чего ожидать?

Чем может обернуться первая за четыре года большая транспортная реформа для крымчан? Летом 2016-го троллейбусы в переполненном людьми Симферополе работали только в утренний и вечерний час пик. Тогда новое руководство попыталось провести локальные изменения и начало с ужесточения контроля над сотрудниками. В итоге движение в городе полностью остановилось.

Действия экс-директора «Крымтроллейбуса» Александра Швейкуса привели к тому, что ГИБДД отказалась выпускать машины на маршруты, только десяток из сотни соответствовали нормам безопасности — в депо не оказалось запчастей. Водители ремонтировали госимущество за свой счет. Подшипник, по словам водителей, обходился им в 2500 рублей, заднее стекло — в 9600, лобовое — в 26 тысяч. На руках у них есть чеки, но через бухгалтерию эти расходы не проходили. Минтранс до сих пор не комментирует это, лишь подтверждая, что детали и расходники уже в наличии.

Тем не менее Игорь Захаров в конце 2017-го утверждал, что ремонтные мастерские развалили предшественники.

Тот летний кризис закончился увольнением Швейкуса по инициативе главы оккупационных «властей» Крыма. «Министерство транспорта» не предпринимало усилий, чтобы наладить работу стратегического для курортного региона предприятия с недавно обновленным парком троллейбусов. Слияние — первая попытка что-то кардинально изменить. В «минтрансе» допускают, что теперь удастся получить финансирование для ремонта контактной сети, который нужно было начинать еще в 2014 году.

Мнения

«Эту идею не обсудили с Госсоветом, не представили общественности — сразу появилось распоряжение Совмина. Крупная структура, подразделения которой занимаются абсолютно разными вещами, тяжело управляема», — считает председатель комитета «госсовета» в оккупированном Крыму по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу Петр Запорожец.

«Крымтроллейбус» — достаточно крупное и самобытное предприятие, управлять которым и так непросто. Объединив его с другими городскими перевозчиками, можно создать большую «черную дотационную дыру». Чтобы избежать этого, придется поднимать стоимость проезда, это неизбежно, если власти ставят перед предприятием задачу зарабатывать. Но задолго до объединения нужно было решать «долгоиграющие» транспортные проблемы — заниматься монетизацией льгот, устанавливать валидаторы и выводить из тени выручку, оптимизировать маршрутную сеть, хорошо изучить пассажирские потоки. В 2014 году все это находилось на стадии обсуждения, сейчас находится там же«, — рассказал председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма, «экс-министр транспорта» Крыма Анатолий Цуркин.

Что касается подозрений об изъятии земли «Крымтроллейбуса». Ранее в «совмине» рассматривали варианты освоения территории симферопольского депо в Гагаринском парке, но с одним условием — для начала предприятию нужно предоставить новую территорию.

Ще на цю тему