Можно ли защитить интеллектуальную собственность в Интернет и торговую марку «Евро-2012»?
Слева направо: Economic Assistant Посольства США Валентина Сизая (выступала в роли переводчика), Economic Officer посольства США в Украине Алекс Раян (Alexander T. Ryan), главный редактор BlackSeaNews Андрей Клименко. Фото Татьяны Гучаковой.
Андрей КЛИМЕНКО, Татьяна ГУЧАКОВА (фото), BlackSeaNews
На прошлой неделе в Ялте прошла 18-я Международная конференция по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. Наш собеседник – участник конференции Алекс Раян (Alexander T. Ryan) – дипломат Экономического отдела (Economic Officer) посольства США в Украине – отвечает за вопросы торговли и интеллектуальной собственности.
– Тема интеллектуальной собственности – уже давно не нова для Украины. Проблемы авторских прав в культуре, музыке, в программном обеспечении и так далее – известны. Известны и позиция США и ЕС, совместные программы с Украиной. Но наш вопрос шире.
Вот смотрите – в мире идет бурное развитие Интернета, количество сайтов уже исчисляется многими десятками миллионов. Понятно, что при желании и умении все равно можно найти в Интернете тех, кто записал чью-то музыку или отсканировал книгу и вывесил их на сайте. Возникает ощущение, что когда этого так много, то бороться или регулировать – вообще невозможно. Что бы вы сказали на эту тему?
– Ну, во-первых, я согласен с тем, что это действительно большая проблема и, так скажем, разрастающаяся по своим масштабам. В правительстве США понимают, что Интернет-пиратство – действительно проблема, и может быть, ею надо было раньше начинать заниматься. Но, короче, она есть и она растет, и, конечно, с физическим пиратством – тем, что касается, например, торговых марок – с ним бороться легче, чем с пиратством в Интернете. Думаю, что сейчас и украинскому правительству пора осознать действительную угрозу пиратства в Интернете. Что касается того, как бороться с этим явлением…
Первое – повышать, так сказать, уровень понимания и сознательности – не только в Украине, но и во всем мире. Надо чаще об этом говорить и поднимать эту проблему, говорить, что скачивание такого контента из Интернета – это тоже воровство, если происходит без авторизации, без оплаты. Это, так скажем, понимание, гражданами.
Второе – это расширять правоприменение. В США законодательство предусматривает – если владельцы сайта не сотрудничают с правоохранительными органами, когда на их сайте выявлен пиратский контент или когда правообладатели им об этом сообщают, а они и после этого не сотрудничают с правообладателями – их привлекают к ответственности.
В Украине сейчас такая ситуация, что владельцев сайтов не привлекают к ответственности за размещение пиратского контента, и поэтому у них нет стимулов, чтобы убирать его, когда он выявлен. Но сейчас в Украине уже тоже рассматривается возможность такого изменения законодательства, которая бы предусматривала ответственность провайдеров Интернет-услуг. Этот законопроект проголосован в первом чтении. Он предусматривает и много других полезных вещей – в частности, касающихся деятельности организаций коллективного управления по защите авторских прав в сотрудничестве с правообладателями и т.д.
– Есть второй тип проблем… Не будем называть страны, но их называют сегодня «фабрикой всего мира», и во всем мире уже давно понятна их технология во всем – начиная от самолетов и заканчивая дамскими сумочками… Покупается один самолет или танк, или одна дамская сумочка, разбирается «на запчасти», копируется… Потом в названии бренда изменяется одна буква, и начинается массовое производство миллионными тиражами. На этом построена значительная часть экономики ряда стран и, похоже, что с валом этого импорта Европа, например, не справляется, потому что проверить все – всю обувь или все сумки, или все диски – просто невозможно. Эту проблему, на ваш взгляд, можно решить?
– Я не являюсь специалистом по Китаю :), но знаю что американское правительство уделяет очень большое внимание проблеме контрафактной продукции, которая приходит из этой страны – и не только из этой, но и из других – это серьезная проблема.
Да, вы, наверное, правы, что невозможно проконтролировать каждый ботинок, который проходит из этих стран. Но в решении этой проблемы очень важно взаимодействие и сотрудничество таможенных органов. Соединенные Штаты уделяют этому большое внимание. И в Украине, в частности, мы организуем тренинги для таможенной службы Украины.
Сюда приезжают представители больших правообладателей – мировых брендов – и рассказывают таможенным офицерам, на что смотреть, когда они делают таможенную чистку, на что обращать внимание, чтобы понять – контрафактная продукция или нет. Последний такой семинар был в феврале.
Еще один семинар мы делали в связи с приближением Евро 2012 – там тоже будет большая проблема нарушения прав на разные торговые марки, которые принадлежат FIFA, UEFA. И это очень актуально. Здесь очень важно взаимодействие украинских правительственных агентств и таможенных органов с соседними странами. Речь идет о том, чтобы максимально упростить таможенную процедуру – чтобы таможенные офицеры в Украине могли позвонить коллегам в другой стране и сказать: вот мы получили такой груз, у нас есть подозрения, что это может быть контрафактная продукция... Над этим мы тоже сейчас работаем.
– В общем-то, с точки зрения экономики все это объяснимо – все понимают что себестоимость продукции, произведенной в странах Юго-Восточной Азии, меньше. Меньше зарплата, меньше расходы на персонал. Но ведь рано или поздно и в том же Китае, и в других странах зарплаты будут повышаться. И тогда бизнесмены, которые занимаются таким производством, перенесут этот бизнес в Африку, и мы будем бороться с контрафактом, произведенным где-нибудь в Нигерии…
Может быть, стоит на уровне ООН принять какие-то жесткие договоренности между государствами на эти темы, ввести какие-то санкции...
– Наверное, да, что-то такое надо. Можем быть, не на уровне ООН, а например ВТО и тех договоров и стандартов, которые уже есть – например ТРИПС.
Справка BSN:
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS) – международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Оно было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году.
Соглашение открывает возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Если, например, в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию.
Соглашение ТРИПС, прежде всего, предусматривает выполнение странами, которые в нем собираются участвовать, всех важнейших положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, за исключением положений о неимущественных правах.
Кроме этого, Соглашение ТРИПС включает в себя ряд новых положений о международной охране авторского права. Отсутствие в Соглашении положений о неимущественных правах оправдано, поскольку оно в целом направлено на урегулирование исключительно торговых аспектов интеллектуальной собственности.
В Соглашение ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними, охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав.
Базовые стандарты ТРИПС:
- Срок защиты имущественных авторских прав должен быть не менее 50 лет после смерти автора, для фильмов и фотографий этот срок составляет соответственно 50 и 25 лет с момента создания.
- Авторское право должно предоставляться автоматически и не может зависеть от выполнения никаких формальностей, таких как регистрация.
- Компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения с точки зрения авторского права и имеют те же условия защиты.
- Национальные ограничения авторского права, такие как добросовестное использование в США, должны быть четко ограничены.
- Патенты должны предоставляться во всех областях технологии, однако допускаются исключения с целью защиты общественных интересов. Срок защиты имущественных прав, предоставляемых патентом, должен составлять не менее 20 лет.
- Перечень объектов, которые не могут быть запатентованы, должен быть ограничен так же, как и ограничения авторского права.
- Каждое государство должно предоставлять гражданам других стран, которые присоединились к ТРИПС, такой уровень прав в области интеллектуальной собственности, который она предоставляет своим собственным гражданам.
Соглашение ставит своей целью упорядочить и сделать более цивилизованным во всем мире приобретение и использование результатов творческого труда (изобретателей, писателей, художников, артистов и т.д.) в связи с широким распространением «торгового пиратства», т.е. продажи товаров и услуг с нарушением авторских прав.
Специфика объектов регулирования и сложности правового обеспечения прав предопределили структуру Соглашения, состоящего из 7 частей и 70 глав.
В первой части сформулированы основополагающие принципы торговли объектами интеллектуальной собственности, включающие взаимное предоставление физическим и юридическим лицам стран – членов Всемирной торговой организации (ВТО) национального режима и режима наибольшего благоприятствования по всем вопросам защиты этой собственности – приобретения, применения и сохранения (за некоторыми разумными исключениями, предусмотренными в прежних международных конвенциях).
Во второй части представлены стандарты прав на важнейшие для международной торговли объекты интеллектуальной собственности: на авторские права, товарные знаки, обозначения мест происхождения товаров, промышленные образцы, патенты, топологии интегральных схем и конфиденциальную информацию. В отношении каждого из этих объектов Соглашение базируется на соответствующих ранее заключенных конвенциях, но устанавливает дополнительные более строгие стандарты.
В третьей части внимание сосредоточено на обеспечении выполнения странами – членами ВТО требований Соглашения, и в этом состоит его большая практическая ценность. Прежде всего, национальные законодательства должны включать процедуру исполнения правовых норм и давать возможность проводить эффективные мероприятия против нарушителей прав, в том числе неотложные для предотвращения и противодействия нарушениям прав. Устанавливаются конкретные гражданско-правовые и административные процедуры и средства защиты прав (в частности, возможность истцов обращаться к судебным органам, решение суда должно базироваться на доказательствах, а решение административного органа может быть пересмотрено в судебном порядке).
Детализируются виды санкций, которые должны применяться по отношению к нарушителям прав: выплата справедливого вознаграждения владельцу прав и оплата его убытков, компенсирующая ущерб; требования к ответчику воздержаться от нарушения прав, к таможенным органам – не допускать поступления на внутренний рынок контрафактных товаров, к другим компетентным органам – изъять такие товары из торговой сети и даже уничтожить (то же относится к материалам и орудиям производства, использованным для изготовления фальсифицированных товаров).
Оговорено также предоставление полномочий судебному органу для срочного принятия предварительных мер против нарушителей прав при наличии доказательств того, что задержка может причинить непоправимый ущерб владельцу прав или усилить риск уничтожения улик. Содержится также перечень наказаний за нарушение прав, вплоть до тюремного заключения.
В четвертой части рассматриваются вопросы приобретения и сохранения прав, в пятой части – вопросы предотвращения и урегулирования споров, в шестой – перехода к требованиям Соглашения (общий срок – 1 год, для развивающихся стран и стран с переходной экономикой – еще 4 года) и в седьмой – организационные мероприятия.
ТРИПС устанавливает тот минимальный порог для стран или уровень, на котором должна осуществляться защита интеллектуальной собственности. В правительстве США, например, относятся к этому как серьезной проблеме. В США придерживаются даже более жесткой позиции, чем ТРИПС.
У правительства США есть еще один механизм – это, как в Украине его называют, «список 301». Офис торгового представителя США ежегодно проводит ревизию защиты прав интеллектуальной собственности в странах-торговых партнерах США, и если эта защита интеллектуальной собственности недостаточна, тогда по результатам этого пересмотра создается «список 301». Но это не самоцель, мы работаем со странами, чтобы они избежали попадания в этот список, и для этого во многих ситуациях подписывают так называемый план действий в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
И, что касается Украины – в рамках двустороннего Совета по торговле и инвестициям в 2010 году в качестве одного из наиболее важных вопросов рассматривался вопрос интеллектуальной собственности и подписывался план действий с украинским правительством.
– Мы как экономисты всегда говорим: когда речь идет о теневой экономике, то для экономиста на первом месте слово «экономика», а слово «теневая» – это для прокурора, для суда, для полиции…
Мы знаем что Соединенные Штаты – это очень креативная страна, что США привержены идеям свободы вообще и идеям свободной экономики в частности. Ведь дело не в том что, в странах Юго-Восточной Азии не могут делать качественные вещи. Могут. Сегодня большинство компьютеров мира делаются под мировыми брендами в этом регионе, а еще – электроника, телевизоры, бытовая техника.
Может быть, если Шанель или Адидас видят что их продукцию подделывают в какой то из стран Юго-Восточной Азии, то стоит на уровне ВТО сделать так чтобы Адидас построил там свой завод, создал экономическую альтернативу подпольному цеху и своим качественным товаром вытеснил с рынка контрафакт.
– Сейчас уже такое происходит, многие страны, многие известные компании уже инвестируют в эти страны. Но сдерживающим фактором являются определенные опасения – что кто-то может прийти, когда они уже достигнут нового уровня, и скажет: «нам нравится это производство» и заберет его… – то есть нет должной защиты инвестиций, а не только интеллектуальной собственности.
Почему мы в Украине не видим там такого бурного развития, например, производства программного обеспечения? – Потому что недостаточен уровень защиты интеллектуальной собственности, у ее владельцев есть опасения, что их интеллектуальная собственность не принесет дохода. Да и те же художники, артисты – они тоже не очень активны, поскольку отсутствует должная защита интеллектуальной собственности в их творчестве.
У нас есть еще одна двусторонняя комиссия – «комиссия стратегического партнерства»: это с одной стороны госсекретарь Клинтон, с другой стороны Грищенко – министр иностранных дел. В рамках этой комиссии есть несколько рабочих групп, одна из них – по науке и технологиям.
Я участвовал в последнем ее заседании и меня очень поразило как раз то, что украинские ученые – даже когда этого вопроса не было на повестке дня – они поднимали проблему защиты интеллектуальной собственности, потому что их изобретения не получают должной защиты здесь, то есть их труд не вознаграждается.
– Расскажите о конференции в Ялте. Что вы от нее ждете?
– Эта конференция раньше проходила один раз в год. Сейчас она проходит 2 раза в год. На ней обычно присутствуют представители украинского правительства, в частности – таможенная служба, департамент интеллектуальной собственности, представители правоохранительных органов, судьи, которые занимаются рассмотрением этих вопросов в судебном порядке, юристы, представители промышленности.
В основном на конференции обсуждаются такие актуальные вопросы как защита инноваций, патентов и географических обозначений, любые другие возможные вопросы, актуальные на данный момент. Что касается позиции США – то мы здесь как раз для того чтобы видеть – что происходит в стране. Это такой форум, на котором можно получить много информации. Мы часто встречаемся с правительством Украины, видим, что оно достигло определенных результатов в этой сфере. Но еще есть место для улучшения, есть что улучшать и развивать…
Ще на цю тему
- 26.03.2012 Генконсул Украины в Стамбуле - откровенно о проблемах и будущем Черноморского сотрудничества (3)
- 25.03.2012 Генконсул Украины - о Вселенском Патриархате, крымских татарах и футбольных болельщиках (2)
- 23.03.2012 Генконсул Украины Богдан Яременко: «Стамбул - не то место, где можно работать пассивно» / Эксклюзив BSN / Часть 1
- 12.10.2011 «ЕС-Украина-Россия-Таможенный союз» - циничная геополитическая игра со всех сторон
- 13.07.2011 «Интерес США к Украине не уменьшился»: эксклюзивное интервью замгоссекретаря США Томаса Мелиа для BSN
- 10.07.2011 Заместитель госсекретаря США Томас Мелиа дал в Балаклаве эксклюзивное интервью BSN (ФОТО)
- 08.10.2010 Холодным вечером в Ялте: Александр Рар и Дмитрий Выдрин о будущем - в эксклюзивном интервью BSNews
- 02.10.2010 Джон Теффт: «Я – американец, и поэтому – оптимист». Эксклюзивное интервью посла США в Украине порталу BSNews