Экономические преобразования в Черноморском регионе. Доклад комиссии по Черному морю (2)
Панайотис ГАВРАС (Panayotis Gavras). Комиссия по Черному морю, перевод с английского Алексей Соловьев, BSNews.
Комиссия по Черному морю представляет серию из четырех докладов, в которых заново оцениваются экономические, социальные, региональные политические и военные события в регионе.
Настоящий доклад является первым, который дает возможность лучше понять показатели экономического развития в Черном море. Этот документ не является коллективной позицией Комиссии по Черному морю Данный текст представляет собой лишь мнение автора.
Содержание
Резюме /
(A) Исторический контекст экономического развития в Черноморском регионе /
(B) Обзор. Экономические преобразования в регионе Черного моря //
(C) Последствия мирового кризиса для стран Черноморского региона //
(D) Проблемы и вопросы для стран Черноморского региона // Долгосрочные демографические тенденции и экономические реформы // Что делать с глобальным экономическим кризисом // Эволюция отношений с внешними субъектами и, в особенности, отношения с ЕС // Содействие региональному сотрудничеству //
(E) Заключительные замечания // Рекомендации в отношении политики по экономическому развитию стран Черноморского региона // (a) Рекомендации для стран Черноморского региона / (b) Рекомендации по содействию экономическому развитию в регионе через сотрудничество // (с) Рекомендации по подходам ЕС к Черноморскому региону
(B) Экономические преобразования
в регионе Черного моря. Обзор
Несмотря на негативные последствия нынешнего глобального кризиса и те неопределенности, которые он вызвал, Черноморский регион в настоящее время существенно отличается от того, каким он был в 1999 или 1989 годах. Это особенно справедливо с экономической точки зрения и, возможно, еще более – в политической и социальной сферах (3).
Во-первых, в большинстве Черноморских стран произошли фундаментальные изменения в экономических структурах жизнедеятельности людей и переход от государственно-командной к рыночной экономической системе.
Это включало и далеко идущую экономическую либерализацию, и создание открытых рынков. С одной стороны, государства продали много активов и прекратили свою деятельность во многих секторах экономики, с другой стороны – частный сектор быстро развивался и заполнял вакуум, возникший в результате сокращения государственного сектора. Он также стал проникать в совершенно новые сферы, особенно в секторе услуг.
Прошли большие преобразования экономических институтов, цены и валютные курсы были либерализованы, что привело и к большей свободе, и к большей неопределенности.
Хотя в разных странах Черноморского региона масштабы государственного вмешательства различны, все страны региона в настоящее время имеют рыночно ориентированные экономические системы, которые в той или иной степени настроены на то, что известно под названием реформы "второго поколения", призванные (несмотря на нынешний кризис) сохранить перспективы устойчивого роста, а также укрепить государственные учреждения, рынок и гражданское общество (4).
Вторая особенность – возросший уровень благосостояния во всем регионе. Между 2002 и 2008 годами во всех рассматриваемых странах отмечался экономический рост.
Некоторые, меньшие по размеру, государства в течение большей части этого периода даже сохраняли двузначные темпы роста и смогли сделать многое, чтобы наверстать упущенное.
Надо отметить, что выгоды от этого экономического роста распределялись неравномерно. Распределение доходов было более чем неравным, географическое неравенство в странах Черноморского региона усугубилось.
На столичные города и крупные экономические центры приходилась большая доля прибыли по сравнению с сельскими или отдаленными районами.
Однако, устойчивый рост в течение десятилетия, предшествующего 2008 году, привел к снижению уровня бедности во всех странах региона. В некоторых случаях оно было воистину впечатляющим.
Другие ключевые показатели, такие как здравоохранение и образование, также отражали повышение уровня жизни. Несмотря на трудности в получении современной и точной информации, эта тенденция определенно справедлива для всех стран Черноморского региона и подтверждается имеющимися данными об уровне средней заработной платы и доходов на душу населения.
Во всех странах наблюдалось значительное увеличение средней заработной платы, в частности, с 1999 года.
В случае с Грецией и Турцией этот рост был значительным, хотя заработная плата уже была на относительно высоком уровне. А в бывших странах с переходной экономикой произошли глубокие изменения – отчасти из-за низкого исходного уровня – здесь номинальная заработная плата увеличилась в 8-12 раз в долларовом выражении, а реальная заработная плата возросла в среднем почти в 3 раза.
После периода 1990-х, когда отмечалась стагнация в одних странах региона и резкий спад в других, существенно выросли доходы на душу населения. Между 1999 и 2008 годами они увеличились почти в пять раз в долларовом выражении – примерно с 2 100 долл. США в 1999 году до 10 300 долл. США в 2008 году.
Третья область, в которой в регионе Черного моря наблюдались значительные изменения – это региональные экономические конфигурации.
В 1989 году три страны являлись членами СЭВ: Болгария, Румыния и Советский Союз, который включал шесть стран Черноморского региона. Европейский союз (ЕС) не простирался до Черноморского региона. Единственным региональным государством, входящим в ЕС, была Греция, а Турция вела переговоры об ассоциативном соглашении с ЕС. Обе страны также являлись членами ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и других международных организаций, однако экономическое сотрудничество между ними было на низком уровне.
Что касается стран СЭВ, то структура и масштабы экономического сотрудничества между ними навязывались в командном порядке.
Экономического сотрудничества, охватывающего весь Черноморский регион, в то время фактически не существовало. В настоящее же время в регионе наблюдается избыток различных организаций, стремящихся содействовать региональному сотрудничеству и экономической интеграции.
Такое изобилие инициатив свидетельствует о широком понимании важности регионального сотрудничества, хотя до сих пор оно в основном было формальным. Многие инициативы включают нерегиональные страны или же только часть государств Черноморского региона. Большинство из них поддерживаются внешними акторами.
Даже если эти инициативы не обязательно являются принудительными, их ценность сомнительна.
Есть только одна организация, которая охватывает весь Черноморский регион и была создана и развивалась на местном региональном уровне – Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). По сравнению с вариантами сотрудничества, генерируемыми извне, здесь теоретически имеется большая степень «сопричастности»,
однако вопрос о степени экономического влияния ОЧЭС на регион Черного моря остается открытым.
Если рассматривать экономическую деятельность как поток товаров, услуг, капитала и людей (и не только труд), то на сегодняшний день
наиболее важным из групп регионального экономического сотрудничества является Европейский Союз
Причины этого – большое количество его членов; степень обязательств, которую предусматривает членство в ЕС; полномочия, которые государства-члены возложили на ЕС (которые, как правило, являются прерогативой суверенных государств); и возникший в результате этого экономический вес и политическое значение ЕС.
И хотя это, казалось бы, политический вопрос, отношения Черноморских европейских стран (5) с ЕС приводят к значительным экономическим результатам.
На это влияет, во-первых, то, насколько какая-либо из стран региона стремится к членству или ассоциативным связям с ЕС, и во-вторых – до какой степени ЕС и его государства-члены стремят привлекать её к участию и сотрудничеству.
В настоящее время ЕС доходит до берегов Черного моря, так как три страны являются членами ЕС, а Турция является кандидатом на вступление(6). В этих странах экономическая политика определяется, в первую очередь их правами и обязанностями по отношению к ЕС.
Грузия, Молдова и Украина надеются получить, но пока еще не получили статус кандидатов на вступление, и получили название «стран-соседей» наряду с Арменией и Азербайджаном. Отношения ЕС с ними определяются Европейской политикой соседства (ЕПС).
Ключевой элемент Европейской политики соседства – углубление экономического сотрудничества на основе норм и стандартов ЕС, увеличение торговых и инвестиционных потоков между ЕС и странами ЕПС.
Европейская политика соседства в регионе Черного моря (хотя и сильно критикуемая – возможно, вполне заслуженно) на сегодняшний день, тем не менее, представляет собой наиболее далеко идущую степень общения ЕС со странами без перспективы членства в ЕС.
Помимо увеличения экономических отношений с членами ЕС и кандидатами на вступление в ЕС, страны-соседи становятся ближе к ЕС, хотя в настоящее время представляется маловероятным, что они смогут присоединиться к ЕС.
Даже для России, страны с наименьшим количеством институциональных связей с Евросоюзом, ЕС стал значительным экономическим партнером – примерно половина российского торгового оборота приходится на ЕС.
Кроме роста благосостояния, в результате периода высоких темпов роста в 2000-2008 годах страны Черноморского региона стали более открытыми, больше взаимодействуют друг с другом и более связаны с мировой экономикой в целом и с Западной Европой в частности. Потоки людей, капиталов, товаров и услуг все более увеличиваются, а экономическая ситуация изменилась значительно и в целом положительно. Это лучше всего видно в деловой среде, которая существенно усовершенствовалась и в настоящее время работает более стабильно.
В последние годы были разработаны различные системы для оценки состояния и качества бизнес среды (7).
Эти системы оценки пытаются представить в количественной форме в основном качественные параметры, они в значительной степени субъективны, основаны на представлениях и наблюдениях, которые зачастую относительны и имеют малую значимость с точки зрения статистики. Таким образом, отдельные оценки не должны вырваться из контекста и перед тем, как сделать определенные выводы их лучше всего рассматривать в комплексе.
В странах Черноморского региона, показатели, касающиеся бизнес-среды – как по отдельности, так и в совокупности – в течение последнего десятилетия указывают на улучшение. В ряде случаев улучшения были умеренными, и, в основном, в абсолютном выражении. В других случаях, напротив, они были впечатляющими и не только в абсолютном выражении, но и в сравнении с другими странами.
На рис. 2 приведены оценки странового риска, основанные на полугодовых исследованиях журнала «Euromoney»(8).
Страновой риск(9) – особенно полезный способ оценки бизнес-среды, так как он дает количественную оценку возможного появления некоммерческих событий или неделовых ситуаций, которые могут угрожать (i) нормальному функционированию компании (ii), стоимости некоторых активов и / или (iii) доходности кредитов и инвестиций. Снижение страновых рисков прямо зависит от улучшения бизнес-среды.
Диаграмма отображает тенденцию экономического роста в регионе Черного моря, а также конвергенцию показателей в течение последнего десятилетия.
В абсолютном выражении оценка региона с 1998 по 2008 неуклонно улучшалась, и понизилась в 2009 году из-за глобального кризиса.
В относительном выражении разница между странами региона Черного моря и первыми пятнадцатью странами-членами Евросоюза (ЕС-15) с одной стороны, а с другой – между регионом Черного моря и 10 странами Центральной Европы и Балтии, которые присоединились к ЕС в 2004 году (10), продолжает постоянно уменьшаться.
Хотя регион Черного моря продолжает значительно отставать от уровней ЕС-15, тенденция позитивна, и именно она преобладала в течение первой фазы нынешнего глобального кризиса.
Одновременно, тенденция, выявленная при сравнении со странами Центральной и Восточной Европы и Балтии, указывает на сокращение различий, даже несмотря на то, что большинство стран Черноморского региона не смогли воспользоваться преимуществами в области страновых рисков, возникших в результате процесса вступления в ЕС.
Улучшение деловой среды частично отражает суверенный кредитный рейтинг (11).
Если на конец 1999 года в регионе Черного моря была только одна страна с рейтингом инвестиционного класса, то в настоящее время их четыре.
Примечательно, что все страны Черноморского региона сейчас «вышли на рынок» и получили суверенные рейтинги. Это свидетельствует о растущей зрелости и экономическом прогрессе, поскольку такие рейтинги дают возможность брать кредиты на международных рынках капитала и устанавливать ориентиры для развития внутренних финансовых рынков.
Более наглядными и легко поддающимися измерению показателями привлекательности и благоприятности деловой и инвестиционной среды являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
После топтания на уровне около 1,0% от ВВП или даже ниже на протяжении большей части 1990-х годов, прямые иностранные инвестиции в регионе Черного моря увеличились в доле ВВП в период между 2000 и 2008 годами с 1,1% до 3,9% . В долларовом выражении это еще более впечатляюще – 16-кратное увеличение: с $8 млрд, до $130 млрд. (см. рис.3).
(3) В этих сферах перемены, пожалуй, ещё более значительны, хотя это не обсуждается в данном докладе по причинам его направленности и гораздо большего опыта в соответствующих сферах у других аналитиков Черноморской комиссии.
(4) Опроцессе преобразований и реформах «первого» и «второго» поколения см на www.imf.org/external/pubs/ft/seminar/1999/reforms/index.htm
(5) Несмотря на неопределенность со стороны ЕС, а также многочисленность и разнообразность мнений по этому вопросу, в этом докладе все страны, входящие в Комиссию по Черному морю, считаются входящими в Европу.
(6) Члены ОЧЭС Албания и Сербия, которые не включены в это исследование, в настоящее время являются потенциальными кандидатами на вступление в ЕС.
(7) Самыми надежными являются: доклады Всемирного банка о ведении бизнеса, которые оценивают простоту ведения бизнеса, доклады TransparencyI nternational по которые оценивают прозрачность и масштабы коррупции, доклады ЕБРР о бизнес-среде и функционировании рыночной экономики в той или иной стране.
(8) Euromoney's Country Risk – возможно, самый исчерпывающий индекс, который охватывает девять категорий. На рисунке 2 приводятся упрощенные региональные отображения, представленные только на основании средних арифметических. Рисунок сделан исключительно в иллюстративных целях и показывает изменение оценки страновых рисков с течением времени. Повысившаяся оценка означает улучшение. 100 – максимальная (т.е. самая низкая) оценка риска. Снижение линий графика показывает уменьшение различий в оценке странового риска между сравниваемыми регионами (т.е. конвергентность оценки уровней странового риска).
(9) В данном контексте страновой риск определяется как взвешенная сумма оценок, включающих (i) макроэкономические показатели и стабильность, (ii) безопасность, политическую и социальную стабильность, (iii) общее впечатление о государственном и частном управлении, в том числе реализацию потенциала, прозрачность и коррупцию, (iv) качество и четкость правовой и налоговой системы страны, а также качество её применения, (v) и общую способность субъектов хозяйствования работать стабильно.
(10) Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения. Они отмечены на диаграмме как Центральная и Восточная Европа и страны Балтии. Эти страны часто используются для сравнения с Черноморским регионом, так как они также являются бывшими странами с переходной экономикой. Однако, экономически они были более развиты и считается, что «переходный период» завершился в них быстрее.
(11) Долгосрочные суверенные кредитные рейтинги, которые определяют платежеспособность, являются полезным способом измерения бизнес-среды, несмотря на (i) оправданную критику в их адрес во время нынешнего глобального кризиса и (ii) их предвзятый подход к оценке развивающихся рынков. Они легко распознаются, сравниваются и оценивают аспекты странового риска. Инвестиционный класс относится к суверенному кредитному рейтингу Baa3 или более высокому (который присваивает агентство Moody's) и BBB или выше (который присваивается агентствами Standard & Poor's или Fitch).
Научная редакция перевода – Юрий СМЕЛЯНСКИЙ, BSNews
Продолжение следует
Об авторе
Панайотис Гаврас (Panayotis Gavras) работает в Черноморском Банке Торговли и Развития (ЧБТР) с момента начала работы банка в 1999 году.
В настоящее время он соруководитель отдела по вопросам политики и стратегии, возглавляет разнообразные стратегические и оперативные мероприятия, включающие подготовку национальных стратегий, экономический анализ государств-членов. Он также возглавлял экономические исследования банка в Ччерноморском регионе.
До ЧБТР он работал во Всемирном банке и Национальном фонде по приему и обустройству греков-репатриантов. Получил степень бакалавра гуманитарных наук в Принстонском университете, и магистра государственной политики в Школе управления имени Кеннеди.
Ще на цю тему
- 10.12.2024 Україна закликала країни IMO заборонити доступ до портів суднам РФ та звільнити екіпаж Galaxy Leader
- 19.08.2024 Верховна Рада має терміново прийняти закон про територіальне море України в Азовському морі, Керченській протоці та північно-східній частині Чорного моря
- 11.07.2024 У Чорному морі може бути близько 400 мін та вибухівка, яку змило з Каховської ГЕС - Плетенчук
- 11.07.2024 Плетенчук про розмінування Чорного моря: світовий досвід каже, що це робота на роки
- 05.07.2024 Операції з розмінування Чорного моря: Туреччина, Болгарія та Румунія знищили вже шість мін
- 22.05.2024 ВМС ЗСУ знищили морську міну часів Другої Світової війни
- 07.03.2024 Біля чорноморського узбережжя Румунії знову знайшли морську міну
- 11.01.2024 Туреччина, Болгарія і Румунія підписали угоду про розмінування Чорного моря
- 03.01.2024 Військово-морські сили пояснили, скільки часу піде на розмінування Чорного моря
- 13.10.2023 Розмінування Чорного моря стосується всіх країн, які мають вихід до води, - Гуменюк
- 22.07.2023 Чорне море не належить РФ, там є й інші країни – Зеленський
- 12.04.2023 У Бухаресті стартувала перша Чорноморська безпекова конференція