Абхазия: спонтанный автостоп, или приключения двух блондинок на Кавказе (1)

11:24 31.03.2012

Юлия САХНО, фотограф

Начнем с того, что мы с Катей собирались праздновать Новый год, но не знали точно где именно.

Варианты были следующие: Москва – мы хотели сделать сюрприз, но нас там не ждали; Львов – там нас ждали уже второй Новый год, но…

И Абхазия, где не ждали и куда не пускали родственники, где неясность и неизвестность, но по счастливому стечению обстоятельств туда ехали три знакомые «делегации» друзей из разных мест, в том числе и из Крыма. Мы даже честно распечатали найденную на просторах Интернета карту Абхазии, но забыли ее взять.

Итак, 29 декабря нам позвонили крымские ребята, с которыми мы должны были доехать до Керчи на ночном поезде.

После поездки в Евпаторию, чтобы предупредить и успокоить родителей, съемки корпоратива, собирания рюкзаков, выяснилось, что такси опаздывает уже на 20 минут и нам остается полчаса до отправления поезда. Пришлось начать автостоп от самого дома.

Нас подвезли ребята, которым на самом деле было не по пути на вокзал, но все же отвезли и сказали, что если нам не удастся сесть на поезд, то завтра в 6 утра они выезжают в Керчь и могут нас забрать с собой.

Около поезда выяснилось, что нас в группе крымско-абхазских туристов семеро, а билетов на поезд три. Красноречивые симферопольцы хоть и были слегка подшофе, но все же убедили проводницу в необходимости нас всех доставить в Керчь.

Порт Крым

Около 9 утра мы попали на переправу в порт Крым. К 11 переправились на российскую сторону в порт Кавказ, и хотя и плыли всего минут 15, вспомнили, что московское время отличается от нашего на 2 часа – в России было уже 13, а это значит, что до темноты нам осталось 5 часов и 500 км трассы до границы с Абхазией, большая часть которой состояла из серпантинов, как выяснилось позже.

Всё ещё Крым

Уповать оставалось только на Всевышнего. И хоть настроение было хорошим, приходилось шутить все больше не от веселости, а для того, чтобы не пасть духом. К тому же погода на Кубани не радовала гостеприимностью: дул промозглый ветер, шел дождь и небо давило серостью.

Суровый автостоп

Останавливаться было нельзя, мы примерно прикинули названия городов, которые нам следовало проехать.

Автостоп по Кубани

На Кубани народ суровый, кругом поля и села, поэтому не доезжая до Анапы, мы пообедали в трактористской столовой, и жизнь наладилась. Пару раз по дороге нас завозили не совсем туда, куда нам было нужно, но все подвозившие нас искренне удивлялись нашей странной истории и желали нам счастливого пути и удачи.

В Новороссийске – а это половина пути примерно до Сочи – нас стала накрывать ночь. И тут из-за поворота выезжает мечта автостопа! – желтый фургон «Мерседес», в котором сидел Толик. Он и вез нас по самой сложной части пути – до самого Адлера, то есть почти до границы с Абхазией.

Геленджик

Нам очень повезло, потому что водитель – еще и экскурсовод и возит группы туристов, знает много достопримечательностей Абхазии. Так что мы не просто ехали, а еще и слушали потрясающие истории из жизни «сезонного» быта экскурсоводов. Ну я, в свою очередь, сама сталкивалась с экскурсионной деятельностью в Крыму, поэтому тоже рассказывала нашему водителю множество историй.

Дорога в Сочи оказалась несравненно сложнее, чем до Новороссийска, хотя оставалось ехать всего половину пути, но 250 км дороги вылились в почти 7 часов пути.

Оказалось, что Сочи – это огромный город, с множеством пригородов и районов, протяженностью около 150 км, на которой каждые 100-200 метров резкий поворот, а на ровных участках и вовсе есть аварийные полосы, проезд по которым осуществляется по светофору, на котором можно простоять 5 минут.

Сочи

В общем, конец пути прошел по ночной объездной вокруг Сочи, по 4 громадным тоннелям под горами, а на поверхности – магистрали, вокруг которых стройка космических по своим масштабам сооружений и спорт-комплексов для зимней сочинской Олимпиады 2014.

В Адлер мы приехали в 12:30 ночи уже 31 декабря, нам осталось 5 км до границы с долгожданной Абхазией, которую мы решили пересекать утром.

Адлер

Переночевали мы в придорожной частной «гостинице» – лишь бы голову приклонить. Проснулись утром от того, что страшно замерзли – включили свет в «номере», оказалось, что потолок и часть стены покрыто плесенью от сырости.

Бежали мы оттуда в солнечную Абхазию, ближе к горам, морю и подальше от пыльной адлерской «цивилизации».

Граница

Перед границей – ад кромешный, кругом базар, пыль, шаурма, женщины в длинных юбках, которые путаются в тележках с мандаринами. А еще спящие в машинах туристы и те, кто не выспался за ночь.

На российской границе предложили спрятать украинский паспорт и никому не показывать. В Абхазию украинцам въезд только по загранпаспортам. На нейтральной территории – течет река – первый глоток свежести с гор.

На абхазской границе мы чуть подзадержались. У меня забрали паспорт, но отдавать не собирались, я уже стала было начать волноваться, но потом увидела довольную рожу пограничника, который тут же защебетал: «Дэущка, а где ви собираетесь праздновать Новий год?». И когда мы ступили на абхазскую землю, Катя предложила мне так широко не улыбаться – во избежание недоразумений.

Нейтральная территория – между границей России и Абхазии

Пицунда и джигиты-олигархи

По Абхазии мы решили путешествовать на общественном транспорте, потому как "стопить" не было никакого интереса, абхазы останавливались сами и очень интересовались – "с кем мы".

Абхазская хурма

Вскоре мы выяснили, что если девушка гуляет сама, значит она ничейная и любой, кому она понравится, может иметь на нее право. Философия крайне проста, конечно, но не укладывается немного в рамки нашего менталитета.

Встретили нас крымские друзья – отвели в пансионат, где нам предстояло закончить старый и вступить в новый год. Пансионат находится на Кипарисовой аллее в 5 минутах ходьбы от дикого пляжа, на котором растут пальмы и громадные эвкалипты, а сам состоит из комплекса срубов, в которых мы жили. Условия райские!

Пицунда. Тут мы жили в конце и в начале года :) Кипарисовая аллея

До того, чтобы усесться за стол, оставалось не так много времени, но голод не тетка. Надо было разведать, что тут в окрестностях Кипарисовой аллеи, и заодно поужинать.

Не успели мы выйти в предпраздничную Пицунду, нам тут же стали сигналить проходящие машины. Было очень смешно, особенно когда к нам подъехал джигит на «Мерседесе» с вопросом: «Чего хочет женщина в Новый год?». Тут же с нами познакомился, звать его Тимур, и сказал: «Сейчас я отвезу детей и приеду за вами – погуляйте тут три минуты».

Он рванул отвозить отпрысков, и тут же к нам подъехал другой джигит на джипе и умудрился нас ошарашить своим заявлением, о том, что он проспорит $200, если ему не удастся нас посадить в машину... Через минуту мы уже сидели у него в машине, ничего не понимая. Это был Алхас, он сказал своему другу Химце, что мы едем в апацху и будем ужинать.

Пицунда, пляж 31 декабря 2011

Апацха – это традиционная кухня во дворе абхазского дома. Выглядит она как пирамида с усеченной крышей, из которой валит дым от очага. На очаге готовится мамалыга – кукурузная каша и коптится в дыму мясо, рыба и сыр «сулугуни».

Еще через минуту мы проехали мимо поверженного Тимура, которому пообещали несколько минут назад поужинать с ним...

Химца и Алхас заказали традиционные абхазские блюда и конечно чачу. Было трудно… но мы выпили все!

У абхазцев оказалось потрясающее чувство юмора, но после чачи оно стало переходить в известное русло, несмотря на женатость и обремененность детьми обоих джигитов. Катя же не пьет, она спортсменка (капуэристка). Ну а я – журналистка, и поэтому посягать на мою честь – это очень рискованно, даже олигархам, и даже в Абхазии.

Мое журналистское удостоверение давало им хороший моральный отпор и меня это очень радовало.

Знакомство с Алхасом

Нас с Катей научили как правильно есть и пить, когда можно говорить тосты и кому, когда можно выйти из-за стола. Ну вышли мы из-за стола после третьего часа уплетания, уминания, выпивания и конечно задушевных, но очень веселых разговоров. Мне иногда казалось, что даже русским очень далеко до такого острого чувства юмора.

Но как только Алхас понял, что он вот-вот слетит с катушек, нас тут же посадили обратно в машины и привезли на место обитания. Быстро попрощались, так же, как и познакомились, и отправились восвояси, предварительно обзавевшись моим номером телефона, ну и дав свой, на случай, если нам будет скучно и некому нас будет выгулять. Расцеловались, пожелав друг другу счастливого Нового года.

Мы с Катей завалились в номер и стали яростно спать, дабы выпарить всю ту чачу, что бурлила в крови, и успеть это сделать до боя курантов.  

Новый год!
Делать то, что никогда не делал

Новый год мы праздновали в компании крымских "алкотуристов",

во главе с Леней, с постоянно пьющим Андреем, который то и дело переходил в состояние «Андрюшка», бурлящей Колбасей, которая постоянно наводила новогодний "кипиш", Светой, которая всячески помогала Колбасе в ее нелегком деле. А так же суровый Прокоп, который все это счастье снимал на видео.

Координаты чудес

С нами еще были хорошие ростовские ребята, Рома и Катя, и еще несколько друзей, а также несносный Алекс с вездесущей вспышкой! 

Новых года праздновали три: российский, промежуточный, так называемый крымский и украинский – ну тут уже, кто дожил.

После первого во двор вышел хозяин и стал, видимо по древней абхазской традиции, а может потому что в каждом доме тут оружие… палить по близлежащей звезде, иногда промахиваясь в близлежащую ёлку, с которой так негуманно осыпались иглы.

Ну, раз тут такая жара, я подошла к хозяину и он, сообразив, что я у него хочу попросить двустволку, сам мне ее предложил. Я впервые стреляла из настоящего оружия и как раз в новогоднюю ночь подтвердила принцип, который придумала еще в Питере: Делай то, что никогда не делал! Ну сразу скажу – было страшновато.

Ночь мы провели как надо, на море, там были воронежцы, коньяк, которого мы везли 4 литра в Абхазию, костер, звезды и все, что надо. Гитара. Прошел 4-часовой песенный рейд и наступило утро. Мы пошли вздремнуть на пару часов, чтобы в 10 утра двинуться на экскурсию на прекрасное горное озеро Рица. Как раз о нем нам рассказывал наш адлерский спаситель, водитель и экскурсовод Толик.

Вот она, вот она Рица моей мечты!
И сюрприз…

Рица – наиболее красивое и высокогорное озеро Абхазии, высота, на которой она расположена – около 1000 метров над уровнем моря.

Спали мы с Катей в мягкой теплой постели до упора, то есть до звука заведенного мотора экскурсионного автобуса под нашими воротами. На ходу выковыривая из глаз морской песочек, проверяя наличие всего, мы впихнулись в автобус, и он поехал.

По дороге спать не удавалось не только потому, что периодически закладывало уши на серпантинах, но и потому, что я прилипла к не очень чистому, но все же стеклу, с фотоаппаратом и портила затвор бесконечным щелканием. При этом слово «офиге-е-е-е-ть» стало ключевым в моем лексиконе на этот день, потому что кроме этого я ничего не могла выговорить больше.

Стало очень холодно, особенно в самом узком месте ущелья, но чрезвычайно круто. В наших крымских горах такого не увидишь – у нас высота ущелья максимум 400, ну 600 метров, а тут ты стоишь, а вокруг тебя стены высотой в Чатыр-Даг!

Проехав мимо водопада и сталинских дач – их по всей Абхазии, причем в самых "зачетных" местах, как грибов после дождя. Ну и строили на славу, я так понимаю, немецкие военнопленные – судя по прочности, продуманности и монументальности построек, в том числе, тоннелей под горами и укрепительных колонн.

Вот она, Рица! Волшебное огромное озеро, в котором отражаются горы, небо и кажется вся земля.

Конечно, как и во всех туристических местах, стоянка загажена цивилизацией, а из апацхи доносится вездесущий Дима Билан. Ну что поделать – суровая реальность попсового быта захватила и горные районы…

Апацха. Приготовление традиционной абхазской еды

Суровый абхаз

Суровые абхазцы, конечно хоть и были максимально суровы, но все-таки растаяли под шириной улыбки и многое рассказали об этом крае, даже угостили. Здесь самое вкусное хачапури!

Самое вкусное хачапури

Пока мы общались, наши друзья успели сплавать на середину озера на лодочке, а Леня и Андрей не побоялись даже окунуться, вооружившись «Медовой з перцем».

На обратном пути нам предстояло Голубое озеро, в котором нельзя купаться по причине штрафа, и знакомство с таки неведомой абхазской хурмой.

Голубое озеро

Несмотря на то, что по дороге то и дело попадаются деревья хурмы, я нигде не видала, чтоб ее вот так продавали, как она растет. Оказалось, что абхазы сушат хурму, причем я ее попробовала, и на вкус она была как мармелад – потрясающая!

А еще, пока все ходили на какую-то непонятную развалину, мы с Катей как истинные журналисты нашли разрушенный войной дом и сделали там «социальную фотографию». Вообще-то, пока мы ехали в Абхазию, решили, что будем снимать социальные фотографии и отправим их в National Geographic – непременно – это моя мечта!

Дом, в который попала бомба

По приезде в Пицунду нас ждал еще сюрприз. Все пошли на набережную, а мы с Катей слегка отстали и встретили… нашего джигита, которого "продинамили" в первый день – Тимура! Он был очень пьян, но мало того, что он запомнил нас и наши имена, он еще и раздобыл непонятно где мой номер телефона. Закружил нас и сказал, что через час приедет к нам на Кипарисовую аллею, и мы от него не отвертимся.

Тут стало реально страшно, у Кати просто округлились глаза, и хоть она улыбалась, но ей было явно не по себе. Вариантов «отмазаться» от приглашения не было, поэтому приходилось быстро соображать, времени оставался час! И тут – Химца! Наш друг и спаситель, приехал на своем огромном джипе с фразой: "Тимур нормальный парень, ему можно доверять, едьте с ним, все будет хорошо, если что – звоните"... Джигит! Что тут скажешь, без страха и упрека :)

С Тимуром мы... ездили голодными по Пицунде на «Мерседесе» со скоростью 20 км/ч с разговорами «за жизнь» и бесконечными сигналами со стороны всех проезжающих машин в городке. Только в 9 вечера приехали и сразу завалились под телевизор. Впервые в жизни я не помнила, как заснула.

Продолжение следует...

Ще на цю тему