Генконсул Украины в Стамбуле - откровенно о проблемах и будущем Черноморского сотрудничества (3)

10:33 26.03.2012

Генеральный консул Украины в Стамбуле, официальный представитель Украины при ОЧЭС Богдан Яременко (слева) и главный редактор BSNews Андрей Клименко. Фото Татьяны Гучаковой, BSNews

Андрей КЛИМЕНКО, главный редактор
Татьяна ГУЧАКОВА, руководитель проекта BlackSeaNews

Мы продолжаем публиковать интервью с Генеральным консулом Украины в Стамбуле Богданом ЯРЕМЕНКО, официальным представителем нашей страны в Организации Черноморского экономического сотрудничества, состоявшегося в его кабинете 5 марта 2012 года. А в качестве видеоряда – как и в первых частях интервью – наш небольшой стамбульский фоторепортаж...

1-я частьГенконсул Украины Богдан Яременко: «Стамбул - не то место, где можно работать пассивно» / Эксклюзив BSN / Часть 1

2-я часть – Генконсул Украины - о Вселенском Патриархате, крымских татарах и футбольных болельщиках (2)

– Богдан Васильевич, давайте теперь еще раз об ОЧЭС – поподробнее. Организация существует 20 лет – почти столько же, сколько постсоветские страны. В ОЧЭС очень много постсоветских стран...

– Половина…

Справка BSNews:

Организация Черноморского экономического сотрудничества — межправительственная организация, объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. ОЧЭС основана 1 мая 1999 на базе Договора о черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле.

Участники

Flag of Azerbaijan.svg Азербайджан (Республика Азербайджан)
Flag of Albania.svg Албания (Республика Албания)
Flag of Armenia.svg Армения (Республика Армения
Flag of Bulgaria.svg Болгария (Республика Болгария)
Flag of Greece.svg Греция (Греческая Республика)
Flag of Georgia.svg Грузия
Flag of Moldova.svg Молдавия (Республика Молдова)
Flag of Russia.svg Россия (Российская Федерация)
Flag of Romania.svg Румыния - Председатель с 1 января 2011 по 30 июня 2011
Flag of Serbia.svg Сербия (Республика Сербия)
Flag of Turkey.svg Турция (Турецкая Республика)
Flag of Ukraine.svg Украина

Наблюдатели

Flag of Austria.svg Австрия (Австрийская Республика)
Flag of Belarus.svg Белоруссия (Республика Беларусь)
Flag of Germany.svg Германия (Федеративная Республика Германия)
Flag of Egypt.svg Египет (Арабская Республика Египет)
Flag of Israel.svg Израиль (Государство Израиль)
Flag of Italy.svg Италия (Итальянская Республика)
Flag of Poland.svg Польша (Республика Польша)
Flag of Slovakia.svg Словакия (Словацкая Республика)
Flag of the United States.svg США (Соединённые Штаты Америки)
Flag of Tunisia.svg Тунис (Республика Тунис)
Flag of France.svg Франция (Французская Республика)
Flag of Croatia.svg Хорватия (Республика Хорватия)
Flag of the Czech Republic.svg Чехия (Чешская Республика)

– Видимо, поэтому есть проблемы и в ее развитии… Мы видим сейчас в Черноморском регионе борьбу двух тенденций – одна из них работает явно на разрыв, до сих пор есть замороженные конфликты…

– Причем, если мы будем говорить о зоне ответственности ОЧЭС – территории стран, входящих в ОЧЭС – количество этих конфликтов увеличилось за эти 20 лет. И ни один из конфликтов, существовавших на момент создания организации, не решен...

Зал заседаний Постоянного международного секретариата ОЧЭС в Стамбульском офисе организации, фото Андрея Клименко. BSNews

– И даже не имеет тенденции к решению – замороженные конфликты крутятся по одному и тому же кругу… Кроме того, по нашим ощущениям, мы стоим в преддверии, скажем мягко – возможного начала гонки вооружений на Черном море. Если одни наши стратегические партнеры будут обновлять флот – отреагируют другие наши стратегические партнеры. И на появление в Румынии системы ПРО, и т. д.

То есть, с одной стороны, идут процессы, увеличивающие напряженность в регионе, а с другой – зона свободной торговли, безвизовый режим, паромное сообщение…

Как внутренний голос вам подсказывает – у позитивных процессов есть шанс? И что для этого нужно сделать? Может, для этого нужно включить в помощь дипломатам, скажем, население приморских городов, гражданское общество, муниципальный уровень – чтобы сделать Черное море не проблемой, а источником нового развития в 21 веке?

– Я боюсь, что буду отвечать даже дольше, чем вы задавали вопрос. Гораздо дольше. Нет, я не о том, что вы долго говорили… Просто вы в вопросе назвали столько различных компонентов и важных тем, и они настолько все правильные и бьют в «десятку», что не комментировать это нельзя.

Да, совершенно очевидно, что к 20-летию существования ОЧЭС развитие в Черноморском регионе происходит по взаимоисключающим сценариям.

С одной стороны, расширяется зона безопасности, потому что, например, Украина отказалась от ядерного оружия, расширился НАТО, расширился ЕС, действует БЛЭКСИФОР. С другой – появились новые конфликты. Между несколькими странами – членами ОЧЭС – нет дипломатических отношений: их как не было, так и нет.

С одной стороны, есть позитивная динамика развития стран, даже несмотря на глобальный кризис. Нынешний кризис, кстати, для стран ОЧЭС не первый. За время существования организации мы пережили кризис и в начале 90-х годов, и в конце 90-х. Но все национальные экономики стран ОЧЭС понемногу растут.

Но с другой стороны, появляются какие-то новые барьеры на пути торговли – опять-таки связанные с очень позитивным на первый взгляд явлением – расширением ЕС, в который вошли недавно две черноморские страны – Болгария и Румыния. Но граница ЕС является и определенным барьером: те страны, которые включены в эту территорию, пользуются льготами, а те, кто остался за ее пределами, попадают в совершенно иную ситуацию.

Вот это и есть феномен развития ОЧЭС за 20 лет: что бы мы ни взяли – безопасность, политику, экономику, торговлю – практически везде есть взаимоисключающие сценарии.

Здание Секретариата ОЧЭС в Стамбуле на берегу пролива Босфор, фото Андрея Клименко. BSNews

Более того, сложность последствий глобальных процессов для Черноморского региона состоит в следующем. Очень большие потери понесло торговое судоходство – особенно в последнее время. Идет глобальный процесс перемещения рынков производства товаров с запада на восток – товары все больше и больше производятся в регионах мира, отдаленных от региона ОЧЭС. Именно поэтому каких-то четких предписаний на будущее нет ни у одной страны.

По большому счету, ситуация, в которой черноморские страны оказались через 20 лет, кардинально отличается от той, когда идея создания ОЧЭС только выдвигалась. Тогда был вакуум безопасности, развалился Советский Союз, всего лишь одна страна из 12 была членом ЕС. Был энтузиазм, мир был в предчувствии больших изменений.

Но для стран Черного моря, как оказалось, ничего не меняется. И причина – это мое личное мнение – в том, что… Я даже не буду говорить обо всех странах – членах организации. Возьмем только собственно причерноморские страны: ни одна из них в вопросах политики, безопасности, экономики не смотрит в сторону Черного моря – они все смотрят в сторону континента.

– Спиной к морю стоят…

– Да, общая идея ОЧЭС была объединяющая, но мы, страны – участники организации, не смогли выработать эффективной черноморской доктрины. Более того, ни одна из стран на своем национальном уровне не выработала такой доктрины, которая бы позволила ей не только максимально реализовать себя в Черном море, но еще и привлечь внимание извне.

Неизменным остается только то, что наш Черноморский регион живет в ожидании перемен. То есть неизменным остался только сам процесс перемен и ожидания еще больших перемен для региона.

В Мраморном море ежедневно ожидают разрешение на проход через проливы Босфор и Дарданеллы сотни судов,фото Андрея Клименко, BSNews

Теперь эти ожидания связывают с тем, что ЕС вплотную вышел на Черное море, две страны, имеющие береговую линию, являются членами ЕС. Связывают и с тем, что все-таки происходят технологические изменения, улучшились транспортные артерии, межчеловеческое общение вышло на совершенно новый качественный уровень – между всеми странами, в том числе между странами ОЧЭС...

Все это позволяет ожидать, что в Черноморском регионе количество перейдет в качество и может возникнуть что-то новое – ведь как бы ни вели себя политики и национальные правительства, общая тенденция в том, что народы стран хотят более тесного общения со своими соседями.

Когда я в первый раз услышал фразу, которую я сейчас скажу, я подумал, что это неудачная шутка. Представитель одной из стран – членов ОЧЭС, выступая официально на одном из заседаний ОЧЭС, заявил, что самое большое достижение этой нашей организации в том, что она продолжает существовать.

Мне это показалось этакой циничной дипломатической шуткой, но если принять во внимание, что – на самом-то деле, на практике – наша организация состоит из конфликтующих пар, то действительно, может быть и прекрасно, что ОЧЭС просто есть... Что есть то объединение, которое позволяет государствам, официально не общающимся, не имеющим дипломатических отношений, имеющим огромные проблемы – в том числе и военно-политического характера – в отношениях друг с другом, контактировать в рамках этой организации.

Но, естественно, никакое экономическое сотрудничество не может быть полным и достаточно активным без решения политических проблем.

Вот такая ситуация… И предстоящий юбилейный саммит ОЧЭС важен, поскольку 20 лет – это период жизни поколения. А то поколение – новое, молодое – которое пришло и будоражит понемногу все наши и не только наши страны – это поколение требует совершенно нового качества жизни и даже новой организации жизни.

Флаги государств-членов организации у здания Постоянного международного секретариата ОЧЭС в Стамбуле, на берегу пролива Босфор, 5 марта 2012 года, фото Андрея Клименко. BSNews

Политики везде, во всех странах, это понимают. Прекрасно понимают это и дипломаты. Мы понимаем, что технологическое развитие мира диктует новые тренды. Что развивать торговлю, не унифицировав таможенные и пограничные правила, невозможно. Что развивать свободу передвижения, не убрав визовые барьеры между странами, тоже невозможно.

Да, пока мы не можем назвать ОЧЭС организацией, эффективно решающей проблемы региона. Но, если мы будем самокритичны, то легко найдем ответ, почему это так. Этот ответ – в определенном национальном эгоизме стран, которые окружают Черное море. В отсутствии объединяющих идей.

Поэтому ОЧЭС должна существовать, она должна искать эти идеи, потому что Черное море – это не только уникальное географическое явление, но это экологическая система, транспортная система, это жизнь прибрежных общин, это туризм, культура, историческое наследие. И лучше, чтобы организация, которая способна – может быть, в будущем – давать ответы на эти вопросы..., лучше, чтобы она была, чем ее бы не было.

Да, сложный период. Он сложный для региона в целом – не только для ОЧЭС. Очевидно, проблемы в ОЧЭС лишь отражают то, что происходит в странах. Но для того мы и будем проводить юбилейный саммит организации, чтобы, во-первых, политическое руководство наших стран имело очень хороший шанс задуматься о Черном море, обратить внимание на Черное море, обратить внимание на те проблемы, о которых мы говорили – и на национальном уровне, и на региональном, и на глобальном.

Поэтому для нас предстоящий 20-летний юбилей ОЧЭС – это достаточно сложный интеллектуальный поиск. Для всех стран, которые входят в организацию.

– Может быть, дело еще и в том, что страны Черного моря – исторически больше сухопутные нации, чем морские. Для них привычнее ездить по суше – на лошадях, волах, телегах, бричках, тачанках, танках. А для тех же англичан, например, море издавна – как для нас степь… Быть может, нужно всем черноморским странам формировать морское мышление? Помочь людям почувствовать, что море – это не край света, что оно объединяет, а не разделяет…

– В наших межгосударственных украинско-турецких отношениях часто можно услышать фразу о том, что нас объединяет Черное море. Это правильный слоган, но который нашим странам еще только предстоит реализовать.

Конечно, мы немало достигли в практических вещах – паромное сообщение, морское сообщение, решение вопросов, связанных со спасением людей на море, чрезвычайными ситуациями, то есть работа идет. Но нельзя только использовать Черное море, ему нужно и отдавать себя. То есть, ему нужно возвращать все то, что мы у него забираем – и экологический, и политический, и интеллектуальный ресурс.

Генеральный консул Украины в Стамбуле, официальный представитель Украины при ОЧЭС Богдан Яременко (слева) и главный редактор BSNews Андрей Клименко. Фото Татьяны Гучаковой, BSNews

И здесь вы абсолютно правы: да, контакты между мэриями черноморских городов – прекрасная идея. И контакты между университетами черноморских городов – тоже, потому что где, как не там, искать интеллектуальную подпитку – в Одессе, в Стамбуле… Всего не назовешь – есть много городов с хорошими университетами вокруг Черного моря.

И в то же время нужно продолжать и развивать некоторые, уже традиционные, форматы. Например, существует «Блэксифор» – военно-морское объединение, доказавшее свою эффективность. Ведь уровень взаимопонимания, доверия и безопасности в Черном море очень во многом связан с деятельностью военно-морских флотов наших стран в рамках этой организации...

Поэтому нужно искать. Все ли новое будет в рамках ОЧЭС, либо, может быть, наоборот – ОЧЭС нужно сузить к каким-то более прагматичным, более практическим вещам…

Вот это и должны решить правительства. Они должны найти ту золотую середину, которая позволит поддержать организацию и развивать регион.

Если мы пойдем путем дальнейшего укрепления ОЧЭС – это будет связано с необходимостью усиливать его постоянный Секретариат, это финансовые издержки для всех стран. Либо мы пойдем путем дальнейшего разветвления, создания сети специализированных региональных организаций, которые должны заниматься транспортом, экологией, образованием. Покажет время…

Юбилейный саммит ОЧЭС, очевидно, не даст ответов на все вопросы. Но мы в Украине видим самое большое значение этого саммита не в тех решениях, которые будут приняты во время его проведения, а именно в возможности объединиться вокруг Черного моря для политиков, для лидеров государств…

– Хотели бы в завершение поговорить о вопросах, которые приходится решать консульству в связи с работой украинского бизнеса здесь и турецкого в Украине. Что происходит? Каковы типичные ситуации? Или они всегда уникальны?

 

Генеральный консул Украины в Стамбуле, официальный представитель Украины при ОЧЭС Богдан Яременко (слева) и главный редактор BSNews Андрей Клименко. Фото Татьяны Гучаковой, BSNews

– Начну издалека… Мы тесно общаемся и всегда находим взаимопонимание с нашим посольством в Анкаре – в частности, с послом Сергеем Корсунским мы часто обмениваемся мнениями и даже эмоциональным восприятием. И вот мы недавно сошлись в том, что нам очень повезло – мы представляем Украину в Турции в то время, когда отношения стран переживают небывалый подъем. Не каждому дипломату выпадает честь возглавлять посольство, представлять Украину в стране, когда объявляется о стратегических отношениях, а интенсивность контактов с Турцией – наверное, побольше остальных традиционных партнеров.

Естественно, это проявляется и в бизнесе. Есть все четкие сигналы – неоднократные, последовательные: правительствами Турции и Украины объявлено о том, что мы призываем бизнес идти друг к другу. Украина заинтересована в инвестициях, Турция готова инвестировать в определенные отрасли. Турция заинтересована торговать и экспортировать, поскольку страна имеет огромное отрицательное сальдо.

Есть и политические сигналы, очень четкие: происходит экономический рост Турции, способствующий тому, что страна готова предлагать и товар, и инвестиции. В Украине есть технологии, которые интересуют Турцию.

Это практически все составляющие для успеха.

Бизнес это чувствует и очень внимательно и активно смотрит из Турции на Украину и из Украины на Турцию. Естественно, мы не можем не реагировать на это. Наша задача, во-первых, это создание законодательной базы. Это подписание соглашения о либерализации визового режима – это большой плюс, который снимает массу мелких, но неприятных хлопот.

Именно сейчас в Анкаре правительственная делегация Украины во главе с Валерием Пятницким ведет очередной раунд переговоров по договору о создании зоны свободной торговли. Подписываются секторальные соглашения.

Во-вторых, нужно создать систему, которая позволила бы осуществлять контакты. Над этим мы тоже активно работаем. Это направление, которое еще 2 года назад было менее представлено в нашей работе. Мы проводим ярмарки, бизнес-форумы, стараемся организовывать посещения украинских и турецких бизнес-делегаций.

И третий компонент, самый простой – это решение хозяйственных вопросов: в той мере, в которой позволяет компетенция нашего учреждения. Есть хозяйственные споры, различные конфликтные ситуации, недопонимание – это то, где мы можем подключаться для оказания помощи и украинскому и турецкому бизнесу. А в целом о результатах работы посольства, консульства и, конечно, бизнеса – рост товарооборота в 2011 году – 34 %. Это очень хороший темп.

Очередь на взлет авиалайнеров в Стамбульском аэропорту имени Ататюрка, 7 марта 2012. Красные хвосты – примета компании "Турецкие авиалинии"...

Ще на цю тему