Основание Аккерманской крепости размывает
Основание Аккерманской крепости, памятника истории и архитектуры национального значения, «висит в воздухе», предупреждает директор и главный конструктор одесского института «СтройНИИпроект» Иосиф Подольский.
Об этом специалист заявил в ходе презентации проектных документов по реставрации и развитию Аккерманской (Белгород-Днестровской) крепости, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».
И. Подольский представил разработанный институтом проект первоочередных противоаварийных мероприятий в наиболее уязвимой и вызывающей особые опасения части памятника – выходящей на Днестровский лиман. Крутой склон, на котором стоит средневековая крепость, уже не первый год разрушается, грозя «утащить» за собой стену и башни. «Процесс деформации может идти годами, а рухнет – в одночасье, никого не предупредив», – предостерегает директор «СтройНИИпроекта».
О том, что опасные процессы не останавливаются, и ситуация становится все более напряженной, свидетельствуют и потрескавшиеся, «порванные» противоаварийные «маячки», установленные четыре-пять лет тому назад, и явные следы разрушения на удерживающих склон контрфорсах, сооруженных еще во времена, когда Бесарабия относилась к Румынии. А характерные обрушения – обваленные куски известняка, некоторые из которых «спикировали» в вертикальном положении, расслоенные плиты – видны и непрофессионалу (стоит просто прогуляться вдоль крепости со стороны лимана).
«Спецификой здешнего склона является то, что крепость стоит на известняке мощностью всего 4,5-5,5 м. Под известняком находятся плотные глины. А самое неприятное, что в самом низу, в зоне сопряжения глин с так называемым нижним обрезом, куда заходит вода, находятся прослойки лессовых суглинков, которые при контакте с водой размываются. Я вырезал маленький квадратик, который не смог удержать пальцами – он рассыпался в пыль», – пояснил главный конструктор института.
Главным фактором, влияющим на ситуацию, специалисты считают абразию (так называется процесс механического разрушения волнами и течениями коренных пород). Второй негативный фактор – это суффозия (вынос мелких минеральных частиц породы фильтрующейся через нее водой).
«Достаточно было бы просверлить в стене несколько отверстий диаметром 100 мм, и эта вода потихоньку бы уходила, более того – вентилировалось бы пространство. Мы такие вещи делали в Одессе, например, на подпорных стенках, которые держат Приморский бульвар, – рассказал И. Подольский. – Предусмотрены они и в нашем проекте по Аккерманской крепости, но это «капельные» мероприятия, которые несложно выполнить».
«Удержать» же весь склон – гораздо сложнее, подчеркнул главный конструктор. По его словам, разработчики разбили задачу на две части. Первая (и главная) – предотвратить подмывание склона. Для этого, считают авторы проекта, необходимо провести берегоукрепление, без которого спасти крепость невозможно. Предлагается расширить береговую полосу, отсыпав каменную отброску – чтобы волны больше не подступали к основанию крепости.
«Но если мы не дадим подмывать склон, это еще не значит, что сохраним все, сегодня существующее. Поэтому надо было создать систему противообвальных сооружений, которые должны запечатать этот склон, подхватить крепость, зафиксировать ее состояние, – отметил И. Подольский. – Они устроены так, что основная их часть будет скрыта внутри склона, не привлекая внимание посетителей крепости. Таким образом, мы одновременно решаем задачу укрепления склона и препятствования эрозии, которой подвержена вся его часть, которой мы занимались. Пока же основание крепости висит в воздухе, из-под него вымыта и выдута часть грунта».
По словам директора института, при реализации проекта «мы не только сможем закрепить крепость в том виде, как она есть, но и создаем предпосылки для того, чтобы на этих закрепленных участках можно было восстановить фасабрею и многое другое. Надеюсь, следующим поколениям это будет интересно».
Он также сообщил, что стоимость первоочередных противоаварийных работ, обозначенных в проекте, по смете разработчиков (смета подрядной организации может отличаться – прим. ред.) составляет порядка 23 млн. грн. Сам же комплексный проект, который включил также инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, обошелся в 235 тыс. грн.
Работа выполнялась по заказу регионального управления охраны объектов культурного наследия и была оплачена из его спецсредств, уточнила начальник ведомства Наталья Штербуль.
В 2012-м на реализацию «локальных участков» проекта первоочередных противоаварийных мероприятий запланировано использовать 1 млн. 143 тыс. из регионального бюджета.
По материалам Вiкна-Одеса
Ще на цю тему
- 14.11.2024 На аукціоні продали перші 16 картин із колекції Медведчука
- 23.10.2024 Представники 130 українських музеїв обговорять у Варшаві деколонізаційні практики
- 14.08.2024 ОГП передав Нацмузею історії України три срібні злитки римського періоду вартістю 3,5 млн гривень
- 05.07.2024 В Украине идентифицировали еще одну картину, похищенную военными РФ из Херсонского музея
- 21.03.2024 Нідерланди повернули Україні вісім цінних археологічних артефактів
- 01.12.2023 Росіяни викрали з Херсонського музею ліногравюру з Кобзарем
- 22.11.2023 Музей у Нідерландах не стягуватиме з України плату за зберігання "скіфського золота"
- 10.10.2023 Переміщення культурних цінностей під час війни і фактор окупованого Криму
- 18.05.2023 Через війну до Варшави строком на два роки перевезли картини з київського музею Ханенків
- 11.03.2023 США передали Україні старовинні артефакти, які незаконно намагалися ввезти з росії
- 08.02.2023 Окупанти вивезли до Генічеська частину викраденої колекції Херсонського краєзнавчого музею
- 18.12.2022 Україномовні аудіогіди з'явилися ще в трьох відомих музеях світу