Крым в свете национальных интересов Турции, ее политика по отношению к Крыму и крымским татарам (1)

13:52 09.12.2012

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900). Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог. 1856. Холст, масло. 125 х 195 см. Частное собрание

От редакции BSNews:

Доктор Тогрул ИСМАИЛ (Dr. Togrul ISMAYIL) преподает евразийскую геополитику и международные отношения на факультете международных отношений Университета экономики и технологий в Анкаре – TOBB University of Economics and Technology, Ankara.

Турецкая аббревиатура TOBB указывает на основателя университета – Союз торговых палат и товарных бирж Турции (англ. – Union of Chambers and Commodity Exchanges of Turkey). А евразийская геополитика в турецком понимании – совсем не то или не совсем то, что, например, в российском:)).

Нас – в смысле редакцию BSNews – последнее время нередко критиковали читатели. За то, что на портале стало мало хорошей Черноморской аналитики. Мы этот несомненный факт не отрицали, но объясняли его тем, что такой аналитики – то есть одновременно и хорошей, да еще и Черноморской:)) – стало вообще мало. Но сами в это время все же думали над тем, как эту проблему решить.

Кроме того, в целом ряде публикаций нашего раздела «Черноморские мысли» мы выделяли мысль о том, что Черноморский регион нуждается в новом аналитическом фундаменте, поскольку система имеющихся взглядов на его проблемы оказалась неспособной предложить решения, позволившие бы за последние 25 лет продвинуться в решении старых проблем...

В результате этих раздумий и последовавших за ними действий и появился наш новый проект, который мы в эти дни и будем начинать. Его рабочее название, отражающее его амбициозную цель – «Новый аналитический фундамент Черноморского региона». Если наши читатели или наши писатели придумают более короткое и емкое название – будем рады. Но название названием, а фундамент фундаментом...

Вот, что говорят словари. «Фундамент (лат. fundamentum) – несущая конструкция, часть здания, которая воспринимает все нагрузки от вышележащих конструкций и распределяет их по основанию. Как правило, изготавливаются из бетона и камня...».

Поэтому и новый аналитический фундамент для Черноморского региона – никуда не денешься – будем складывать по камешку. И заливать высококачественным бетоном. К одному из таких кирпичиков фундамента можно отнести и публикуемый аналитический доклад д-ра Тогрула ИСМАИЛА.

А поскольку д-р Тогрул ИСМАИЛ высказал свое искреннее желание не только стать нашим автором, но и помочь реализации такого проекта с Южного берега Черного моря, то мы и договорились, что начинать формировать проект, приглашать, уговаривать и представлять авторов, то есть развивать этот проект, мы будем совместно.

Совместно – означает д-р Тогрул ИСМАИЛ (Анкара, Турция) и искренне ваш,

главный редактор BSNews
Андрей КЛИМЕНКО (Ялта, Украина)

Подбор иллюстраций – редакция BSNews
все иллюстрации с сайта Айвазовский Иван Константинович

* * *

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900). Вид Константинополя при вечернем освещении. 1846. Холст, масло. 120 х 189,5 см. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф

Д-р Тогрул ИСМАИЛ (Dr. Togrul ISMAYIL)
Университет экономики и технологий (Анкара),
специально для
BlackSeaNews

Политика Турции по отношению к Крыму:
мост дружбы между Турцией и Украиной (1991-2011). Аналитический доклад

1. Вместо предисловия

Конец холодной войны и исчезновение советской угрозы открыли путь к значительным изменениям в геополитике Турции.

Прежде всего, отказ от коммунистического режима и попытки демократизировать политику в пределах России и других новых независимых государств улучшили возможность мирового сотрудничества, выходящего за пределы антагонизма «холодной войны». Однако отсутствие четко определенных механизмов предотвращения региональных конфликтов, постоянная нестабильность в новых государствах и напряженность между ними увеличили серьезный риск межгосударственных конфликтов и гражданских войн в самом сердце Евразии, где расположена Турция.

Бывшие советские территории и народы, которые казались незначительными для понимания международных отношений, стали чрезвычайно важными.

Эти значительные изменения прервали традиционную политику изоляции Турции от региональных конфликтов и усилили ее участие в региональных разногласиях.

В итоге, пытаясь удержать свою западную поддержку неприкосновенной, Турция добавила новые компоненты – Балканы, Черноморский регион, Кавказ и Ближний Восток – как подсистемы своей внешней политики. Таким образом, за десятилетие после окончания «холодной войны» Турция была способна расширить свои связи по направлению к новым центрам.

Все вышеизложенные особенности определили сущность нашей работы, в которой предпринята попытка дать ответы на основные тенденции в турецкой политике по отношению к Крыму и крымским татарам, проанализировать взгляды различных политических сил и крымскотатарской диаспоры современной Турции на Крым, а также осветить исторические особенности возникновения, а также актуальность крымского вопроса для Турции.

Освещать крымскую проблематику, не коснувшись крымскотатарского вопроса, невозможно. История турецко-крымскотатарских отношений насчитывает около 600 лет. За точку отсчёта берётся основание союзного Османской империи Крымского ханства.

На протяжении следующих веков крымцы пребывали с турками в непрерывающихся военно-политических и религиозно-культурных отношениях. Эти отношения были настолько серьезными, что высший религиозный совет счел необходимым назначить потомков крымских ханов продолжателями наследственного трона Османской династии, если она находилась под угрозой [1].

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900). Восточная сцена. 1846. Холст, масло. 45,5 х 37 см. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф

Поэтому турецкая культура оказала значительное влияние на крымских татар. Крымское ханство, возникшее в первой половине XV в., с 1475 до 1774 года находилось в вассальной зависимости от Османской империи, а Южный берег и часть Юго-Восточного Крыма входили в её состав.

Известный деятель русской культуры начала XX века Максимилиан Волошин, характеризуя этот период, в статье «Культура, искусство, памятники Крыма», писал: «После беспокойного периода татарства времён Золотой Орды наступает Золотой век Гиреев, под высоким покровом великолепной, могущественной и культурной Турции времён Солиманов, Селимов и Ахметов. Никогда – ни раньше, ни позже – эта земля, эти холмы и горы и равнины, эти заливы и плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья» [2].

Большая полоса земель к северу от Черного моря, которые составляют южные части современной Украины, была чрезвычайно важна для политики Османской империи. Крымский полуостров, обладая стратегически важным положением, не раз становился предметом раздора между Османской и Российской империей. И наоборот, потеря этих земель в пользу России являла серьезную угрозу Турции, что привело к появлению так называемого «восточного вопроса» по поводу раздела Османской империи между европейскими державами [3].

Установившийся после захвата Крыма Россией жестокий колониальный гнёт, притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян, сопровождавшиеся физическим уничтожением коренного населения, вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю.

Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. До 1790 года Крым покинуло свыше 300 тысяч, преимущественно горных татар. Всячески притесняя и изгоняя татар из Крыма, царское правительство в целях колонизации края щедро раздавало русским дворянам и сановникам освободившиеся таким образом земли в Крыму. Особенно большие размеры приняла эмиграция крымских татар после Крымской войны. В 1860-1863 годах из Крыма лишь по официальным данным ушло 181 177 человек [4].

В 1891 году началась третья массовая эмиграция, достигшая высшего предела в 1893 году. Тогда ушло приблизительно 18 000 человек. Следующая вспышка эмиграции – в 1902-1903 годах: ежедневно уезжало до 600-800 человек. Этот процесс фактически не прекращался до 20-х годов XX в.

Эмигранты не перестали считать Крым своей Родиной. Создавая в местах эмиграции свои кружки, организации, они вели дискуссии по Крымскому вопросу.

Деятельность крымскотатарских организаций в Турции, Румынии, Болгарии особенно оживилась после революции 1905 года. Появились газеты, журналы и брошюры, издаваемые этими обществами и организациями, которые распространялись по всему мусульманскому Востоку и по всему миру: газета «Чолпан» (1905-1906 гг.), «Тарих иль Мусульман», (1908-1909 гг.), «Добруджа садасы», «Тешвик», «Кырым оджагы», «Кырым журналы», газета «Курултай», издававшиеся в первой четверти XX в.

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900). Вид Константинополя при лунном освещении. 1846. Холст, масло. 124 х 192,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

18 мая 1944 года в соответствии с Постановлением ГКО СССР [5] началась операция по всеобщей депортации крымскотатарского народа, обвинённого в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан, прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область. Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них – крымские татары (более 47 тыс. семей) [6].

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в годы оттепели, крымские татары были лишены этого права вплоть до 1989 года.

Актуальность крымского вопроса вновь проявила себя с распадом Советского Союза и не ослабевает до сих пор.

С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

Однако массовое возвращение началось в 1989 году. Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры, возникшими за последние годы крымскотатарских посёлков.

Начиная с 1991 года на протяжении последовательных кризисов и напряженностей в Крыму, вызванных сепаратистскими усилиями России, крымские татары оказались единственной организованной и существенной местной силой в Крыму, которая намерена была защищать полуостров как часть Республики Украина.

В августе 2006 года Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН выразил обеспокоенность по поводу сообщений о антимусульманских и антитатарских высказываниях со стороны православных священников в Крыму [7].

Наиболее пассионарная часть крымскотатарского национального движения настроена к России и всем российским инициативам, особенно идее возвращения Крыма в состав РФ, крайне отрицательно. Причина в том, что депортация основной части крымскотатарского населения из Крыма проходила не без участия России.

Как результат – пантеон национальных героев крымских татар представлен, в основном, историческими персонажами, отметившимися на ниве борьбы с Российской империей или Советским Союзом, что отражает динамику геополитического противостояния Турции и России.

Продолжение следует

[1] Türk Ocakları Eğitim ve Kültür Vakfı başkanı Nevzat Kösoğlu, Kırım Türklüğü’nün Hüzünlü Sesi Cengiz Dağcı Konferansı,12.11.2011

[2] М. Волошин. Коктебельские берега. - Симферополь, 1990, с. 215.

[3] Hakan Kirimli, Turko-Ukrainian Relations and the Crimean Tatars. Tatarii in istorie si in lume, edited by Tahsin Gemil. Bucuresti: Editura kirterion, 2003, pp. 313-321.

[4] Водарский Я. Е., Елисеева О. И., Кабузан В. М. Население Крыма в конце XVIII — конце XX веков. (Численность, размещение, этнический состав) Москва, 2003.

[5] Постановление ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 г. за подписью И. В. Сталина

[6] Бердинских В. А. Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов Советской России. М., 2005. - с. 650

[7] Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Шестьдесят девятая сессия 31 июля — 18 августа 2006 года. Рассмотрение докладов, представляемых государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции. Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Украина.

Ще на цю тему