XV Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии»: от всей херсонской души…

19:12 06.06.2013

24 мая 2013 года. Открытие XV Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии»

Анна ХОРОШКО, BlackSeaNews

24 мая карнавальным шествием в Херсоне открылся один из крупнейших и до последнего времени стабильнейших театральных форумов Украины – XV Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии», в этом году длившийся 10 дней.

Юбилейная «Мельпомена Таврии» – это рекордные 31 спектакль, 12 стран-участниц (впервые принимались коллективы из Грузии, Португалии, Мордовии, Израиля, Литвы и Франции), тревожные разговоры о том, что фестиваль может быть последним, святое неверие театральной общественности, что Украина рискует лишиться столь полнокровного театрального форума, а Херсон – своего главного культурного события, и неизменно трепетные к театру херсонцы: открытие фестиваля – это не «посидели - сплясали-спели для «своих» - поговорили-похлопали», не сплошные богемные «кулуары», а народные гуляния (еще и с Балом выпускников впридачу)... И гуляния не на уровне «поглазели на бесплатный уличный перформанс, было занятно, но в театр не пойдем»: на многие спектакли фестивальной афиши билеты были проданы еще до официального открытия события.

Не меняется с годами и ощутимая коммуникативная и образовательная значимость формата фестиваля:

«Мельпомена Таврии» – это не просто фестивальное общение по формуле «пресс-конференция, а дальше – сплошные импровизации из сабантуев и посиделок с парой перерывов для обсуждения спектаклей»: в первый же день, после пресс-конференции, прошла Коллегия министерства культуры Украины с участием директоров театров; параллельно – конференция режиссеров и драматургов... И дальнейшее развитие событий тех, кто был открыт для активного обмена опытом (прежде всего – молодежь), «скучать за рюмочкой вина» в перерыве между спектаклями тоже не соблазняло: мастер-классы режиссера Нугзара Лордкипанидзе – ученика знакового грузинского режиссера и театрального педагога Михаила Туманишвили, «корпоративная» «педагого-студенческая» работа над фестивальной газетой «Театральная ремарка», выставка театрального художника Ольги Гоноболиной, капустник, прогулки по Днепру… И общение, общение, общение. Неформальное. Обескураживающе (по-хорошему обескураживающе) неформальное. И, надо сказать, для «броуновского движения» новых театральных «завязей», ради которых, собственно, и организовываются фестивали, в высшей степени намного более полезное, нежели стройное хождение мэтров, «немэтров» и «молодой поросли» по незримой, но всегда остро ощутимой «разметке» субординации… Вообще, непафосность, неслащавая душевность «Мельпомены Таврии» при очевидной крупномасштабности – то, что, бесспорно подкупая, стало отличительной особенностью фестиваля.

24 мая 2013 года. Открытие XV Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии»

… Если же углубиться в отличительные особенности фестивальной афиши, то тут не всё так конкретно, как с озвученной неизменной душевностью херсонского театрального форума.

Организаторы честно признаются, что раньше, у самых истоков «Мельпомены…», сюда «гребли, кого могли», потом не всегда могли отказать, потом стали этому понемногу учиться; в этом году – и вовсе в чем-то проявили жесткость, много отказывая украинским театрам… То есть – понятно, что дошифровывать скрытые смыслы и алгоритмы репертуарной политики херсонского фестиваля было бы не очень благодарным и умным делом… Впрочем! Очевидно, что в этом году организаторы старались в пользу максимальной полижанровости фестивальной афиши, вместив в юбилейный форум и уличный театр (спектакль «Вишневый сад» Львовского академического духовного театра «Воскресение»), и театр «лесной» («Макбет» Национального академического драматического театра им. Я. Коласа, г. Витебск), и театр «прибрежный» («Задунаец за порогом» Театральной компании «Бенюк и Хостикоев», г. Киев), и пластический театр («Кровавая свадьба» литовского Государственного музыкального театра, г. Клайпеда), и ряд мюзиклов («Биндюжник и король» Государственного театра для детей и юношества «Свободное пространство», г. Орел; «Леонардо» Николаевского украинского академического театра драмы и музыкальной комедии; «Граф Монте Кристо» венгерского Драматического театра им. Йокая, г. Бекешчаба (тут без скобок в скобках не обойтись – объективно ярчайший из всей, на удивление обширной, музыкальной программы «Мельпомены…»), «Чиполлино или история одного карнавала» Херсонского областного академического театра кукол, «Извечная песня» Республиканского театра белорусской драматургии, г. Минск)… Две малые сцены театра- хозяина фестиваля (Театр-кафе и Театр под крышей) позволили особо широко представить на «Мельпомене Таврии» образцы малых театральных форм, среди которых душевно выделились моноспектакли «Вы меня улыбнули» Театра Одесского разлива «Ланжерон», «Цыпленок из букваря» Башкирского государственного академического театра драмы им. Мажита Гафури и «Гранатовый браслет» проекта Международного театрального фестиваля ZVAIGZNE (Латвия, г. Рига).

… Словом, в этот раз постарались на благо разнообразия жанров и форм так искрометно, что некоторым театралам даже показалось недостаточно «обычных» «полнометражных» драматических спектаклей. В этой претензии, как говорится, «что-то есть», но и здесь находим своё дельное «впрочем»: то немногое «обычное» и «полнометражное», что удалось увидеть на Большой сцене, воспринималось на порядок пристальнее и острее, чем если бы это был «аттракцион невиданной драматической щедрости».

Да и постановки в эту «как бы основную» часть программы, за небольшим исключением, отобраны достойные не мелькнуть в фестивальном марафоне, а остаться «послевкусием» и желанием подискутировать побольше…

Сцена из спектакля «Энеида» Херсонского областного музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша (режиссер – Сергей Павлюк)

«Мельпомена Таврии» ожидаемо открылась мощной эпической мистерией «Энеида» «хозяев» фестиваля – Херсонского областного музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша (режиссер – Сергей Павлюк). Здесь нам и символичный старт украинского международного театрального форума с презентацией миру себя – певучих, поэтичных, бездонных и прекрасных; и вполне весомое заявление херсонского театра этому самому миру о своей абсолютно очевидной, не провинциальной постановочной конкурентоспособности… Постановка «Продавец дождя» этого же театра (режиссер – Влада Белозоренко) тему постановочной конкурентоспособности херсонцев закрепила. О спорном с точки зрения выбора актера для главной роли, но достойно для начинающего режиссера выстроенном, стильном (снова-таки – вовсе не провинциальном) спектакле говорили много. Как и о том, что очевидно, что театр имени Кулиша на своем фестивале – весьма сильный «соревновательный» конкурент. И о глупой дилемме: получить приз в престижной номинации – быть «битым» на тему «подсудили»; не получить – камешек в огород престижности этих самых номинаций, если они раздаются по каким-либо другим критериям, кроме художественных…

… Здесь же, на примере «полнометражных» спектаклей, созданных для большой сцены, очень занятно сравнить провинцию и… провинцию. Провинцию и столицу. Озорная «Сваха» Драматического театра «Fany Tardinni» (г. Галац, Румыния) херсонским постановкам очевидно проиграла – и вовсе не финансами, вложенными в спектакли (мыслить такими критериями на театре пошло). Самоощущением провинциального театра, витавшим в воздухе. Актерам Киевского академического театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра, представлявшим спектакль «Звонок из прошлого» по пьесе современного драматурга Анатолия Крыма, разумеется, такое ощущение не может быть свойственно априори… Но публике в зале (которая, вот неожиданность, не дура) – ей виднее. «Это же просто антреприза» – вывод, который может сделать и озвучить уже не только опытный театрал. Это слово и эти критерии знают и понимают даже те, кто в театр за год приходит 3-4 раза… И «просто антрепризой» зритель назвал постановку одного из лучших столичных театров (для широкого круга театралов – самого лучшего). Фестиваль, с его высокой концентрацией спектаклей и желанием дискутировать, выявил очевидный симптом хвори, думается, не только украинского театра – сколько ни колотись рыбкой, режиссер провинциального театра, за очень редким исключением колотиться ты будешь об лёд тех, кто приедет к тебе из столицы во флёре своего авторитета. Подразумевать твоё вечное школярство и шествие чуть позади театрального авангарда – это такой столичный «безусловный рефлекс»… «Энеида» и «Продавец дождя» – очевидно более профессионально сработаны, чем спектакль режиссера киевского спектакля. Но парадокс в том, что, приедь этот режиссер в Херсон (на личности не переходим – просто представляем себе некоего режиссера, ставящего в одном из лучших столичных театров), негласное право поучать всё равно осталось бы за ним…

Александр Мельник (Билл Старбак). Спектакль «Продавец дождя» Херсонского областного музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша (режиссер – Влада Белозоренко). Фото с сайта vk.com/club5337161

… Идём дальше по «полному метру». В кулуарах юбилейного фестиваля не раз прозвучало полушутливое «дни белорусской культуры» в Херсоне. Несмотря на то, что спектаклей «сябров» в программе «Мельпомены Таврии» было не такое уж бесчисленное множество – три –, все эти постановки резонировали на фоне фестивальной программы, каждая по-своему. «Макбет» (режиссер – Валерий Анисенко) Национального академического драматического театра им. Я. Коласа (г. Витебск) искренне интриговал площадкой (пленэр Базы зеленого туризма «Чумацька криниця») и обескураживал громогласными «выхлопами» куда-то аж в «чумацький шлях» (читай – в никуда), не оставляя от сакрального флёра «лес – легендарная кровавая трагедия – живой огонь» камня на камне… Фольк-рок-опера «Извечная песня» (режиссер – Сергей Ковальчик) Республиканского театра белорусской драматургии (г. Минск) – визитная карточка театра, приехавшая на «Мельпомену Таврии» на «бис», – пела и плясала очень заразительно, неожиданно «непровально» в переходах от действия к песне и наоборот (чем грешна львиная доля «постсоветских» мюзиклов) и ожидаемо минималистичная в своей «серо-полотняной» аутентичности. «Фишка» белорусских театральных художников, когда дело касается родной классики… Здесь сразу жмём руки постановщикам спектакля «Деды» (режиссер – Рамуне Кудзманайте) минского «Театра Ч», эстетически сотворившим из текста Адама Мицкевича нечто ирреальное, неуловимое, если цепляться к ходу действа «от головы», «темпо-ритмически» баюкающее (не путать с «убаюкивающим»), действительно сакральное и (спасибо, не ждали!) не «льняное» (не лубочное то бишь)… А еще «Деды» - это реальный прорыв некоммерческого театра. Снова-таки – не лубочной (в случае постановки «великих и могучих» классиков), не забитой комплексами неполноценности, новой, молодой, белорусской культуры, априори неприятной местной власти. Явление. Как ни крути и не цепляйся к неким постановочным огрехам, на которые с чистым сердцем закрываешь глаза – просто за сам факт появления и выживания такого спектакля, как «Деды» в такой стране, как Белоруссия…

Сцена из спектакля «Деды» минского «Театра Ч» (режиссер – Рамуне Кудзманайте). Фото с сайта budzma.org

… И еще два откровения программы. И снова – из «полного метра». Говоря о постановке «Тетя Мотя приехала…» Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра, так и «тянет» поддержать молодого креативного режиссера Игоря Матиева за ощутимое (и крайне похвальное среди «молодых, рьяных, креативных» режиссеров) старание работать на театральной сцене через актера… «Тянет», но «недотягивает». Увы, при очевидном наличии интересно проработанных рисунков ролей, донецкие актеры, почему-то, решили не торопиться в таком обстоятельном деле, как спектакль, и ритмически его «просадили». «За державу» в итоге довольно обидно – потому что постановка очень современна, пьеса Николая Кулиша – железно актуальна… Впрочем, тут мы и приблизились к откровению. Несмотря на темпо-ритмическую «тянучку», оторвать взгляд от сцены было не так-то просто. Чудо сценографии Андрея Романченко (ученика великого Даниила Лидера). Расписной, «живой», «хитро скроенный», «сложносочиненный», беспрерывно (и порой намного живее актеров) действующий поезд – спектакль в спектакле, шкатулка «с секретом», чертик из табакерки… И абсолютно заслуженный приз «Мельпомены Таврии» за сценографию…

Сцена из спектакля «Тетя Мотя приехала…» Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра (режиссер - Игорь Матиев). Фото с сайта infodon.org.ua

Откровение последнее. Откровение чистой воды – без оговорок, добросердечной притянутости «за уши» и ура – патриотизма. Киевский Национальный академический драматический театр им. И. Франко представил спектакль по новеллам Василия Стефаника «Morituri te salutant, или У нас весь праздник» в постановке Дмитрия Богомазова. Кто-то «исключительно перевидавший» говорил после спектакля, снисходительно пожимая плечами, что-то накшталт «ну, что вы тут охаете и ахаете – вот это и есть стандартный качественный европейский театр, и это только в Украине с подобным спектаклем будут носиться, как с особо писаной торбой»… «Охающим» (а точнее – наполненно молчащим от переизбытка эмоций и чувств) было искренне жаль «накушавшихся» «стандартным европейским театром», и они (абсолютно подавляющее большинство – и театралов, и публики неискушенной) были чистосердечно счастливы не «носиться с торбой», но бережно унести в сердце со спектакля что-то безумно родное, безумно щемящее, безумно красивое, безумно чистое… Европейский, украинский, монгольско-бангладешский театр – вообще не суть важно. Театр чистой воды. Воды живой. Где кажущаяся легкость идеальной гармонии драматургии, замысла, сценографии, музыкального решения, работы с актерами (каторжный труд!!) дает тебе то самое сакраментальное Очищение, о котором много говорено, но пойти найди его сейчас на театре. Ходить придется долго… И это большая удача, что спектакль Дмитрия Богомазова пришел на «Мельпомену Таврии», став его своеобразным духовным «итогом»…

Сцена из спектакля «Morituri te salutant, или У нас весь праздник» Киевского Национального академического драматического театра им. И. Франко. Фото с сайта afisha.mail.ru

… Подходя к итогам «практическим» (т.е. – к дипломантам и номинациям), наблюдаем некоторую «суетность» и абстрактность формулировок, наверное, простительную для юбилейного форума, где даже жюри в этом году ликвидировали в пользу элитарного Экспертного совета, в силу плотного «коммуникативного» графика все спектакли действительно плотной фестивальной программы «препарировать» просто не успевавшего… В итоге что-то реально лучшее угадываем по более конкретным формулировкам. Где имеет место «дело чести» и тонкая театральная политика по отношению к участникам юбилейного фестиваля (куда уж без этого!), тоже чувствуем – ведь не первый год «фестивалим» smiley:

Дипломанты XV Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии» :

Сергей Михайловский, актер Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша, за роль Джимми в спектакле «Продавец дождя».

Дьердь Сомор, актер и режиссер драматического театра им. М.Йокая (Венгрия, г. Бекешчаба), за многогранность талана в создании грандиозного проекта «Граф Монте-Кристо».

Государственный музыкальный театр (Литва, г. Клайпеда) за высокий профессионализм в пластическом спектакле «Кровавая свадьба».

Николай Берсон, директор Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии за творческое сотрудничество с Международным театральным фестивалем «Мельпомена Таврии» на протяжении 15 лет.

Львовский академический духовный театр «Воскресение» за смелость и неординарность режиссерского решения в спектакле «Вишневый сад» (режиссер Ярослав Федоришин).

Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» за многожанровость палитры и высокий уровень спектаклей, представленных на XV Международном театральном фестивале «Мельпомена Таврии».

Республиканский театр белорусской драматургии (г. Минск) за национальный колорит и жажду жизни в фольк-рок-опере «Извечная песня».

Андрей Черный, «Театр Ч» (Беларусь, г. Минск), за смелость воплощения некоммерческого творческого международного проекта «Деды».

Кристина Клетниеце (Латвия, г. Рига) за роль Вери Николаевны в моноспектакле «Гранатовый Браслет».

Елена Хохлаткина, актриса Донецкого Национального академического украинского музыкально-драматического театра, за возвращение на родную Херсонскую сцену в ярком образе Тети Моти в спектакле «Тетя Мотя приехала…».

Дмитрий Богомазов, режиссер Национального академического музыкально-драматического театра им. И.Франко, за непревзойденное воплощение режиссерского замысла в спектакле «Morituri te salutant, или У нас весь праздник».

Лариса Кадырова, народная артистка Украины, актриса Национального академического драматического театра им. И.Франко, за высокое актерское мастерство в моноспектакле «Старая женщина высиживает».

Творческий дуэт – драматург Анатолий Крым и режиссер Игорь Славинский – за мощный творческий тандем.

Киевский академический драматический театр на Подоле за актерский ансамбль в спектакле «Письмо Богу».

Алмаз Амиров, народный артист Республики Башкортостан, актор Башкирского государственного академического театра драмы им. Мажита Гафури (Россия, г. Уфа), за роль в моноспектакле «Цыпленок из букваря».

Андрей Романченко, художник Донецкого Национального академического украинского музыкально-драматического театра, за сценографию к спектаклю «Тетя Мотя приехала».

Сцена из спектакля «Извечная песня» Республиканского театра белорусской драматургии (режиссер - Сергей Ковальчик). Фото с сайта rtbd.by

… В завершение, хочется оправданно удариться в светлый наив… Когда человек, влюбленный в театр, попадает в некое удивительное место, где прохожие перешептываются не про цену клубники на базаре, не про жаркую погоду, а про то, какой спектакль они вчера посмотрели и на какой собираются вечером; про то, что «ужас-ужас, вы слышали, что наш фестиваль могут закрыть»; про то, что «а наши играют лучше», этому самому влюбленному человеку не впасть в светлый наив – просто невозможно. А ведь – согласитесь – театр и светлый наив – две вещи, пересекающиеся крайне редко. «Мельпомена Таврии» даёт насладиться им в полной мере. У фестиваля – большая душа. Которой хватает на каждого участника, вводимого сюда «под локоток»… На каждого «проходящего мимо»…

Театр – в самом воздухе Херсона… Светлый наив… Остановись, мгновенье… И обязательно повторись… К тому же, на церемонии закрытия нам пообещали, что тревожные обещания по поводу закрытия «Мельпомены…» останутся лишь обещаниями, а фестиваль с широкой душой будет жить…

BSNews

 

Ще на цю тему