Россия не заметила «торговой войны»

Небывалый ажиотаж в Украине, вызванный блокированием российской таможней всех без исключения украинских товаров (а не только сыра или конфет, как было раньше), в самой России предпочитают не замечать.

Об этом пишет Игорь Соловей (Москва) в Укринформ.

Ситуация с внезапным пристальным вниманием российских таможенников ко всем товарам из Украины выглядит немного странной. Ибо изначально о данном факте сообщил не госорган, а объединение предприятий, торгующих с РФ - ранее они предпочитали свои проблемы решать поодиночке, и обязательно в тишине.

При этом официальные органы Украины старались не подбрасывать «дровишек в огонь» полыхающего уже конфликта: премьер-министр Н.Азаров заявил о разнице в подходах со странами Таможенного Союза, а затем и вовсе об излишнем внимании СМИ к проблеме. Украинские пограничники отчитались, что на границе с их стороны и вовсе нет никаких задержек. Железнодорожники опровергли свою же информацию о наличии на границе очередей из составов поездов.

Сама же РФ проблему просто игнорировала. В Федеральной таможенной службе (ФТС) вечером 14 августа о внезапном резонансе в Украине, судя по удивленной реакции пресс-службы, просто не знали. И только через полчаса после изучения вопроса в комментарии корреспонденту Укринформу в РФ они заявили, что... комментариев нет. Уже на следующий день по данному вопросу высказалось правительство РФ - и то только для того, чтобы отмежеваться от скандала.

Российские СМИ в своих материалах по данной теме цитировали только украинских чиновников, так как порадовать аналогичными заявлениями своих властей не было возможности. И даже заявление российского правительства прошло в обезличенном виде, а не со ссылкой на его главу. Это и понятно - ведь в случае «неправильной» реакции негатив можно свалить на подчиненных.

Единственным российским политиком, рискнувшим прокомментировать скандал до получения сигналов свыше, стал глава комитета Госдумы России по делам СНГ Леонид Слуцкий. Он хотя и признал, что сложности связаны с невхождением Украины в Таможенный союз, но заверил, что никакой политики в этом нет, а это обычный бюрократический бардак и что все проблемы разрешатся в ближайшее время.

Что показательно - проблемы Украине российские органы создали весьма искусно, не нарушая букву закона, используя исключительно юридически обоснованные нормы. Дело в том, что по закону таможенный контроль - это совокупность форм проверки (от устного опроса или проверки документов до таможенной ревизии). Какую именно из форм применять в каждом конкретном случае - решение уже непосредственно за самой таможенной службой: либо на уровне отдельного поста, либо на уровне регионального управления, либо в центральном аппарате (в т.ч. лично главой ФТС).

На каком уровне было принято решение досматривать на границе товары из Украины с особым рвением остается пока неизвестным. Вероятней всего, это было сделано на таком высоком уровне, что в эти планы были посвящены немногие. Теперь же российские чиновники, после полученного резонанса, вынуждены проводить выработку позиции, запрашивая в верхах дополнительные указания и рекомендации.

Подтверждение тому - информация некоторых российских СМИ, что распоряжение на границу было спущено «сверху», то есть из Москвы. А кто именно может дать распоряжение главе таможни? Правительство отгородилось. Остается президент. Можно допустить, что Владимир Путин вполне мог высказать мнение о желательности проблем для украинских экспортеров лично главе ФТС Андрею Бельянинову - ведь их еще с советских времен связывают давние дружеские отношения по службе в разведке КГБ.

Получается, что поскольку нет никакого официального документа ни от правительства, ни от президента, то ответственность за кризис на границе целиком возлагается на ФТС. Которая, как было сказано выше, действует в рамках своей компетенции, не нарушая никаких международных договоров и обязательств: хотим - вводим такой уровень определения рисков, хотим - другой.

Не боится российская сторона и ВТО - собеседники Укринформа в российских госорганах заявили, что проанализировали обязательства, взятые перед Всемирной организацией торговли, но нарушений из-за пристальных проверок не нашли.

Вряд ли поможет Украине и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - высший орган стран Таможенного союза, куда так настойчиво зовут Украину и где недавно Украина получила статус наблюдателя. Данный вопрос перед ее членами обещал поднять 16 августа на заседании в Суздале новоназначенный представитель Украины при ЕЭК Виктор Суслов, но вряд ли он сможет рассчитывать на помощь - это вне компетенции ЕЭК. Дело в том, что ЕЭК является организацией наднациональной, а ситуация на границе с Россией является вопросом национального органа.

Независимо от юридического обоснования блокады и целей, которые преследуют инициаторы введения усиленного контроля украинских товаров, пострадают в результате и Украина, и Россия. Так, место украинских товаров на российском рынке уже готовятся занять европейские производители. А российская сторона получит очередные имиджевые потери - «принуждение Украины к дружбе» ударит по оставшимся крохам «славянского братства»: ведь пока власти отмалчиваются, интернет заполонили гневные призывы украинских пользователей устроить Москве «экономическую вендетту» и объявить бойкот российским товарам.

 

Ще на цю тему