«Asia Times»: Путин не способен достойно принять поражение по Nabucco
России, похоже, не удалось пролоббировать в Европе свой трубопровод «Южный поток» и одержать верх над конкурирующим с ним проектом Nabucco, который должен будет доставлять газ из Азербайджана на европейские рынки через Турцию.
В итоге сейчас Москва отчаянно отрицает наличие в районе Каспийского бассейна необходимых для Nabucco объемов доступного газа.
Премьер-министр Владимир Путин сформулировал этот официальный курс на недавнем ежегодном заседании российского экспертного клуба «Валдай». Он заявил, что у проекта Nabucco нет гарантий поставки (а «Россия туда поставлять ничего не будет»), что Nabucco не может полностью рассчитывать на Азербайджан, так как последний заключил контракт на поставки газа российской газовой компании «Газпром», и что спор о морских границах на Каспии помешает транспортировать туркменский газ через Азербайджан в Европу. Желчный тон премьер-министра и само содержание его заявлений указывали на то, что надежды выиграть у него почти не осталось.
Азербайджан играет в проекте Nabucco ключевую роль. Россия сейчас стремится максимально увеличить импорт азербайджанского газа, чтобы для Nabucco его оставалось, как можно меньше. В ходе последнего визита президента Дмитрия Медведева в эту страну Газпром подписал договор о покупке у Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) 2 миллиардов кубометров газа в 2011 году (в 2009 году речь шла о 500 миллионах кубометров, а в 2010-м о миллиарде кубометров).
Более того, соглашение не устанавливает никаких ограничений по объему на ежегодные поставки газа из Азербайджана в Россию. К тому же, во время того же визита Медведева, глава Газпрома Алексей Миллер дал понять, что российская компания готова приобрести долю во второй стадии разработки шельфового месторождения Шах-Дениз, которое должно стать основным источником газа для первой фазы проекта Nabucco.
Тем не менее, в итоге подрывная деятельность Газпрома ни к чему не приведет. Его соглашения о покупке газа у Азербайджана действуют ровно год. Соответственно, когда трубопровод Nabucco вступит в строй, Азербайджан сможет перенаправить экспорт с российского направления на западное, выбрав более выгодные цены и условия транспортировки. Что же касается Шах-Дениза, то в настоящий момент у России нет никаких рычагов, с помощью которых она могла бы заставить работающий с месторождением консорциум принять Газпром в число участников второй стадии разработки.
В этот консорциум входят следующие компании: BP и норвежская Statoil, которым принадлежат по 25,5 процента акций, азербайджанская ГНКАР, российский ЛУКойл, французская Total, и Национальная иранская нефтяная компания – с 10 процентами каждая, и турецкая Turkish Petroleum с 9 процентами. Соотношение голосов исключает даже малейшую возможность того, что управляющий комитет по своей воле примет Газпром в консорциум.
Вторая стадия с 2016 года должна, как ожидается поставлять каждый год по 16 миллиардов кубометров. Объем инвестиций на всем протяжении проекта должен составить 20 миллиардов долларов, соответственно инвестиционное решение должно быть принято к 2011 году. Эти условия были сформулированы до того, как три крупных финансовых учреждения заявили о своей готовности финансировать проект Nabucco, что в свою очередь должно стимулировать консорциум Шах-Дениза принять долгожданное инвестиционное решение.
Коммерческий оператор месторождения Statoil недавно пригласила потенциальных клиентов принять участие в переговорах о поставках газа из второй стадии Шах-Дениза. Приглашение адресовано консорциумам и компаниям, участвующим в трех проектах: Nabucco, газопровода «Турция-Греция-Италия» (ITGI) и Трансадриатического газопровода (в число акционеров которого входит и сама Statoil, и который проходит через те же три страны, что и ITGI).
Консорциум Nabucco ожидает получить для первой фазы проекта от восьми до десяти миллиардов кубометров азербайджанского газа. Азербайджан рассчитывает, что большую часть этих объемов обеспечит вторая стадия Шах-Дениза, а ко второй фазе Nabucco подоспеет туркменский газ.
Эти планы могут сорваться, если газ, добываемый на Шах-Денизе будет делиться между несколькими трубопроводами. Из трех рассматриваемых газопроводов только Nabucco со своей пропускной способностью в 31 миллиард кубометров и ориентацией на Центральную Европу имеет стратегическое значение – как сам по себе, так и как важнейшая часть европейского проекта Южного газового коридора. ITGI и Трансадриатический газопровод, также входящие в этот проект, намного меньше по пропускной способности и идут на юг Европы – в Италию. Безусловно, для причастных к ним компаний они интересны с деловой точки зрения, но без работающего на полную мощность Nabucco они не смогут сыграть важную роль в деле диверсификации поставок в Европу.
Все эти потенциальные компоненты Южного коридора (который также должен включать в себя проект трубопровода «Белый поток», предназначенного для транспортировки каспийского газа в Румынию и на Украину) необходимы для того, чтобы максимально увеличить поставки газа из Центральной Азии в Европу, что должно стимулировать инвестиции в разработку газовых месторождений. Однако они станут неэффективными или даже просто лишними, если в итоге начнут конкурировать друг с другом за ограниченные объемы азербайджанского газа. Выбор, сделанный финансовыми учреждениями, решившими поддержать Nabucco, свидетельствует о том, что финансисты также осознают стратегическое значение этого проекта.
Невзирая на последние заявления Путина, Туркмения понемногу ищет транспортное решение позволяющее поставлять через Азербайджан газ для Nabucco. Ничто всерьез не указывает на то, что Ашхабад позволит разногласиям из-за границы помешать строительство перемычки через Каспий. Напротив, в этом году он уже начал строить через территорию Туркмении трубопровод «Восток-Запад», идущий от газовых месторождений на востоке страны к каспийскому побережью. Этот проект трубопровода, пропускная способность которого с 2015 года должна составить 30 миллиардов кубометров, свидетельствует о том, что Туркмения планирует продавать соответствующие объемы газа на своей западной границе (вдобавок к газу из шельфовых месторождений), когда будет готов трубопровод через Каспийское море.
Это не только позволит Nabucco работать на полную мощность, но и поможет воплотить в жизнь европейский проект Южного коридора. С другой стороны, если Европа не сможет воспользоваться этой возможностью, Ашхабаду придется отказаться от проекта «Восток-Запад» и перенаправить эти объемы России (через идущий на север по берегу Каспия трубопровод, который Россия предлагает расширить) или другим неевропейским странам.
Германская RWE, венгерская MOL и австрийская OMV – акционеры Nabucco – рассчитывают также получать газ из иракского Курдистана. В прошлом году MOL и OMV приобрели каждая по 10 процентов акций консорциума Pearl Petroleum, разрабатывающего газовые месторождения в этом регионе Ирака. Ключевую роль в консорциуме играет частная компания Dana Gas со штаб-квартирой в Шардже.
В прошлом месяце RWE подписала с властями региона соглашение о разработке газовых месторождений и создании транспортной инфраструктуры. Это может подготовить почву для поставок газа из курдских областей в Европу через Турцию и трубопровод Nabucco – во всяком случае, RWE рассчитывает заключить соглашение о таких поставках. Иракская центральная власть в Багдаде, правда, выдвигает возражения юридического и бюджетного характера. Со своей стороны курдские власти обещают поделиться прибылями с центром, согласно национальному и региональному законодательству.
Хотя объемы, сроки и иные условия поставок газа из этой части Ирака пока точно не определены, похоже, что Курдистан может внести значительный вклад в проект Nabucco. В прошлом месяце консорциум принял решение приступить к строительству в Турции двух вспомогательных веток – одной от грузинской границы и одной от иракской, для поставок газа из Каспийского бассейна и из Иракского Курдистана соответственно. Таким образом, перспективы проекта теперь приняли более определенную форму – как с точки зрения обеспеченности газом, так и с финансовой точки зрения.
Владимир Сокор – старший научный сотрудник и бывший старший аналитик Jamestown Foundation. Ранее занимал должность старшего исследователя-аналитика в мюнхенской штаб-квартире «Радио Свободная Европа/Радио Свобода». Специалист по бывшим республикам СССР, Содружеству Независимых Государств и межэтническим конфликтам.
По материалам Hayinfo.ru
Ще на цю тему
- 17.09.2015 Болгария готова инвестировать в газовый проект «Набукко-Запад»
- 01.09.2015 Австрийская OMV подает иск к Турции из-за отмены «Набукко»
- 23.04.2015 Болгария хочет воскресить проект Набукко
- 05.03.2015 Болгария и Азербайджан хотят восстановить строительство газопровода «Набукко»
- 19.12.2014 Проект Nabucco West может быть возобновлен - премьер Болгарии
- 18.12.2014 Россия будет конкурировать с Азербайджаном с помощью Nabucco
- 30.09.2013 Проект газопровода Израиль-Турция может возродить Nabucco West - эксперт
- 05.09.2013 Министр энергетики Азербайджана: "Nabucco West не утратил своей значимости"
- 28.08.2013 Румыния может потребовать компенсации за провал Nabucco
- 11.07.2013 Президент Болгарии: Проект „Набукко” сохраняет стратегическое значение
- 27.06.2013 Nabucco проиграл: азербайджанский газ пойдет в Европу по TAP
- 20.06.2013 Восточная Европа склоняет Азербайджан к проекту Nabucco West