На выборах в Гагаузии РФ обкатала новые технологии применения «мягкой силы» – СМИ

19:00 25.03.2015

Устремившаяся на Запад Молдова, которую Москва хочет вернуть в свою орбиту, стала редким по нынешним временам образцом применения Россией «мягкой силы» во внешней политике.

Пока Кремлю сопутствует удача, пишут Илья Барабанов и Владимир Соловьев в российском «Коммерсанте».

Гагаузия с начала года стала едва ли не ключевым направлением российской внешней политики. В феврале соглашение о сотрудничестве с регионом, сопоставимым по численности населения (около 150 тыс. человек) с московским районом Бибирево, подписали власти Московской области. Затем об автономии заговорили федеральные телеканалы, а на важность сотрудничества с ней стали указывать федеральные чиновники. Спикер Думы Сергей Нарышкин обещал содействовать приходу в Гагаузию российских инвестиций, а глава Совета Федерации Валентина Матвиенко выражала готовность привлечь к сотрудничеству с автономией ни много ни мало все российские регионы.

Повышенное внимание к Гагаузии, новости о которой до сих пор появлялись в российских СМИ примерно раз в год, объяснялось избирательной кампанией по выборам башкана (главы) автономии. Голосование состоялось 22 марта.

Значение Гагаузии стало возрастать по мере того, как пророссийское Приднестровье, выполнявшее роль якоря, удерживающего Молдову от движения на Запад, стало терять для молдавских элит прежнее значение, пишет издание. Российские аналитики считают, что психологически в Кишиневе готовы окончательно расстаться с регионом, который уже четверть века не контролируется центральными властями и заявляет о желании двигаться в прямо противоположном направлении – стать частью России.

В этих условиях Гагаузию, интегрированную в состав Молдовы, но перманентно конфликтующую с Кишиневом, России хотелось бы превратить в тормоз, удерживающий республику от дрейфа в сторону ЕС. Для этого неплохо бы иметь во главе региона своего человека, чего и добивалась Москва, используя «мягкую силу».

Избирательную кампанию Ирины Влах, поддержанной Россией, финансировал проживающий в Подмосковье бизнесмен – выходец из Молдовы Юрий Якубов.

Он профинансировал скандальный гагаузский референдум о внешнеполитическом векторе, состоявшийся 2 февраля прошлого года. Жителям автономии тогда было предложено ответить на вопрос, куда лучше вступать – в ЕС или в Таможенный союз (ТС). Также их просили высказаться насчет того, нужен ли автономии закон о праве на самоопределение в случае утраты Молдовой независимости. В итоге большинство избирателей проголосовали за ТС. Был принят и закон о так называемом отложенном статусе Гагаузии.

Гагаузский референдум по внешнеполитическому вектору был консультативным и никакой юридической силы не имеет. Зато он очень пригодился популярным в Молдове российским государственным СМИ – как пример того, что далеко не вся республика грезит Евросоюзом.

По словам Якубова, финансирование гагаузского референдума и кампании Влах не первый его опыт участия в политике. «Я всегда помогал региону. Каждую предвыборную кампанию ко мне обращались за деньгами, – говорит он. – Я помогал Дмитрию Кройтору (башкан Гагаузии в 1999-2002 годах), когда он шел на первый срок, Михаилу Формузалу (нынешний башкан), Николаю Дудогло (главный соперник Влах, кандидат от прозападной Демпартии), когда он еще в 90-е начинал в Комрате строительство первого спортивного интерната».

Во время предвыборной кампании в Гагаузии Якубов организовывал концерты Газманова и группы «Любэ», на которых появлялась Влах, в Москве кандидата принимали Матвиенко и Нарышкин, а агитировать за нее непосредственно в автономии приезжали депутаты Госдумы Николай Валуев и Елена Драпеко.

Выборы в Гагаузии были важны для Москвы и поддержанных ею социалистов не только с точки зрения контроля над автономией. Дело в том, что в конце года в Молдове должны пройти выборы в местные органы власти. В этом смысле гагаузская кампания – это возможность, с одной стороны, закрепить прошлогодний успех пророссийской силы, а с другой – обкатать новые технологии.

Теми:

Ще на цю тему