Грузия в ожидании стихийных бедствий

15:32 14.05.2015

«В последнее время участились природные катастрофы. Опасность стихийных бедствий существует в Грузии в более 3 тыс. точек, поэтому на данном этапе очень важно провести превентивные меры», - заявила в беседе с «Резонанси» эколог Нино Чхобадзе, комментируя понижение уровня воды в реках в последние дни.

«В Поти, на озере Палеостоми зафиксированы факты выноса на берег мертвых рыб. Установлено, что у рыб отмечается заболевание краснуха, что, по информации специалистов, связано с резким понижением уровня воды в озере Палеостоми. Несколько дней назад подобные факты были зафиксированы в Тбилиси - из-за очистки ЗАГЭС и ОртачалГЭС уровень воды в Куре упал, что привело к выносу на берег мертвых рыб и распространению острого неприятного запаха на прилегающих улицах. По словам председателя организации «Движение зеленых Грузии - друзья Земли» Нино Чхобадзе, не только в Грузии, но и почти на всех континентах происходят катастрофы, что связано с глобальным изменением климата. «Единственное, что можно сделать, это подробно изучить все факты и хорошо проанализировать. Изменения, разумеется, происходят, и в последнее время участились природные катастрофы. Мы постоянно ждем. Агентство по защите окружающей среды отметило более 3000 точек, где есть опасность стихийной катастрофы. В основном это касается высокогорных регионов, Душети, Казбеги, Аджарии, Верхней Рачи, Сванетии и т.д. Серьезную проблему для нас представляет и загрязнение. Проект «Очистим Грузию» обнаружил 1357 нелегальных мусорных свалок. В поверхностных водах увеличилось загрязнение бактериями и тяжелыми металлами. Например, в Каспи, Сагареджо, в нескольких реках Западной Грузии. Опасность очень велика. Все это вызывает проблемы во флоре и фауне. Вместе с тем, эти воды небезопасны для купания, и часто люди получают кожные заболевания. В последнее время участились факты сброса падали в реку, что просто недопустимо. Сейчас главное - провести превентивные меры. Все данные агентства по защите окружающей среды отправлены в местные самоуправления. Каждый орган самоуправления должен разработать конкретный план, чтобы в регионе проводилось больше превентивных мероприятий», – отметила Чхобадзе, передает Грузия Online.

По оценке члена комитета по защите окружающей среды Гии Гачечиладзе, происходят природные процессы и особых угроз нет. Но депутат отмечает необходимость восстановления системы мониторинга за реками и водой. По его словам, сегодня с точки зрения качества воды население не очень защищено.

«Озеро Палеостоми входит в Национальный парк Колхиды, который защищается, поэтому загрязнение или другие причины там исключены. Как видно, есть какое-то заболевание, которое связано с падением уровня воды, и это отрицательно влияет на состояние рыб. Поэтому я думаю, что ненадолго в Палеостоми нужно ограничить рыбалку, чтобы выяснить, не опасна ли из-за этого заболевания рыба для здоровья человека. Что касается Куры, известно, что это произошло из-за работ на ОртачалГЭС. Но это был сигнал о той катастрофе, которая может произойти на Куре. Речь идет о строительстве водохранилища Бешикхайя в Ардаганском районе Турции, что приведет к тому, что фактически Кура перестанет поступать в Грузию. Это приведет к катастрофическим последствиям. Произойдет то же самое, что было несколько дней назад, и летом из-за дефицита воды Кура превратится в канализацию. Впрочем, по последней информации, министр энергетики заявил, что из-за существования подобной опасности ведутся переговоры с Турцией и довольно успешно. Желательно восстановить систему мониторинга, которая существовала раньше, когда велось систематическое наблюдение за 114 или 116 реками. Сегодня фактически не проводится химическое изучение рек, поэтому трудно сказать что-либо о положении в поверхностных водах. Например, в очень тяжелом положении находится река Квирила в Зестафони. Вообще в таких крупных промышленных центрах реки находятся в катастрофическом положении. За этим нужно постоянно наблюдать, хотя бы в тех местах, где есть эти горячие точки», – отметил в беседе с «Резонанси» Гия Гачечиладзе.