Грузия может вступить в НАТО без ПДЧ - вице-президент Атлантического совета США

12:29 19.05.2015

Грузии не требуется План действий по членству (ПДЧ) для вступления в НАТО, а главная угроза, стоящая перед страной, это политика Кремля. Об этом заявил исполнительный вице-президент Атлантического совета США Деймон Уйлсон.

Уйлсон прибыл в Грузию на несколько дней и встретился с первыми лицами государства – премьер-министром и президентом. В ходе встреч обсуждались и новые инициативы, которые должны помочь нашей стране в европейской и евроатлантической интеграции, передает Грузия Online.

Как заявил Уйлсон в интервью Общественному вещателю, делегация Атлантического совета прибыла в Тбилиси, чтобы помочь Грузии в обеих стремлениях – как в направлении ЕС, так и НАТО.

«Мы говорили на эти вопросы. Очень хорошая встреча была с премьер-министром, которая охватила широкий спектр вопросов. Какие предпринимаются шаги на месте с точки зрения реформ, которые усиливают прогресс по направлению европейской и евроатлантической повесток дня. Думаю, нас ожидает сложный Рижский саммит, сложные дебаты с членами ЕС, так как пока члены ЕС определятся в отношении Грузии, Молдовы и Украины, им следует решить, что делать с Россией, и обсуждения этого вопроса проходят сейчас как в ЕС, так и в Вашингтоне. Мы станем свидетелями определенного прогресса на Рижском саммите, но до значительного успеха Восточного партнерства нас ожидают дебаты по более фундаментальным вопросам».

О визовой либерализации

«Тут два направления – техническое и политическое. По техническим вопросам мы встретились в Тбилиси с европейскими послами. Они проинформировали нас о прогрессе Грузии. Насколько я понял, половину обязательств Грузия полностью выполнила. Определенная часть выполнена почти полностью и есть требования, которые еще следует удовлетворить. Существует конкретный путеводитель для Грузии, чтобы она смогла завершить эти технически детали. Уверен, что Грузия способна их выполнить и уже после этого она будет готова к принятию политического решения. И тут я надеюсь что европейские лидеры проявят достаточно политической воли увидеть ту силу и пользу, которую они получат предоставлением Грузии безвизового режима. Это не произойдет в Риге, но, надеюсь, это произойдет в будущем году».

О евроинтеграции

«Грузия испытала серьезный прогресс на пути евроатлантической интеграции. Если посмотреть на это с перспективы НАТО, Грузия является замечательным партнером с точки зрения вопросов безопасности в Афганистане, в ЦАР, в миротворческой миссии под эгидой ЕС. Нет вопросов о том, что Грузия предприняла беспрецедентные шаги в направлении безопасности и обороны, что заслуживает большого уважения в Североатлантическом альянсе на пути евроатлантической интеграции. Часть, которая еще остается, это углубление реформ. Грузия усиливает и строит демократические институты, что показывает западным партнерам, что несмотря на результаты выборов, у вас имеются сильные демократические институты и сохраняете верховенство закона, а также независимость суда, открытую инвестиционную среду, где граждане имеют возможность выразить протест и обратиться к судебной системе. Это процесс включенности, в котором Грузия достигла значительного успеха, хотя, думаю, еще многое нужно сделать. Обязательно нужно развивать политическую культуру, которая подразумевает активное политическое соперничество, что является естественной частью демократии».

Основные вызовы, стоящие перед Грузией

«Наипервейшая угроза для Грузии исходит от России. От реваншисткой России, которая показывает, что использует силу для достижения целей. Конкретно, она использует силу, чтобы пресечь интеграцию Грузии и Украины в НАТО или ЕС. Это имеет влияние, влияние в Европе, чтобы сделать Европу более воздержанной в вопросе привлечения этих стран, и это имеет влияние на процессы в Грузии, что вынуждает некоторых политиков думать – "может нам лучше вести себя тише", "может мы сможем лучше поладить с северным соседом", "может нужен другой план". Но это будет капканом для Грузии. Угроза исходит из Москвы. Эффектом этой угрозы может стать к примеру решение Грузии, что евроатлантическая интеграция является довольно сложным процессом и Грузия остановится. Прекратит реформы. Постарается поладить с Россией, чтоб будет равноценно объявлению доверия по собственному желанию».


О НАТО

«Мы получили хороший урок в 2008 году. И если бы усвоили его раньше, мы бы не видели сегодня то, что происходит в Украине. Запад должен предпринять более значительные шаги, чтобы остановить господина Путина. Ему приходится платить довольно высокую цену как в плане санкций, так и экономического кризиса, который коснулся как клана вокруг него, так и общественность. Он понимает, что ему дорого обходится война на Донбассе. Это обходится ценой жизни военных, которые воюют в Украине, а затем на Родину возвращаются их трупы. Но мы не знаем, насколько далеко желает или может он пойти. Именно поэтому мы должны увеличить ему цену. Лично я думаю, что необходимо ввести очередные жесткие санкции - массовую заморозку банковских счетов. В случае с Россией мишенью должны стать и нефть с газом. Мы также должны больше поддержать и обеспечить безопасность летальным оружием не только Украину, но и Грузию и Молдову. Мы должны усилить обороноспособность Украины и Грузии, чтобы страны могли сами справиться с российской агрессией. Мы выучили уроки 2008 года. Наш ответ на вторжение России в Грузию не был достаточным. Господин Путин посчитал, что ему это сойдет с рук. Мы должны ясно дать понять, что это ему с рук не сойдет».

«"Существенный пакет", утвержденный на уэльсском саммите НАТО, очень важен. Это больше, чем предусматривает ПДЧ, так как теперь у вас строиться инфраструктура НАТО. У вас будет совместный учебный центр, где будет проводиться множество совместных учений, в процесс будет включена группа НАТО, действует Информационный центр НАТО. Все это очень важно. Правда, вы никогда не сможет приобрести вооружение, которое может помочь победить Россию, но дело в том, что мы хотим осуществить превенцию действий России. К примеру, думаю Конгресс США может выделить больше средств на международную безопасность, чтобы обеспечить вас такими системами. Это долгий процесс, по которому вы следуете шаг за шагом».

На вопрос, имеет ли Грузия шанс вступить в НАТО без предоставления ей ПДЧ, Уйлсон ответил: «Да, она имеет. Я был в администрации Клинтона, когда мы создали ПДЧ - План действий по членству. Это новшество. Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО без ПДЧ. Так же, как и Испания и другие страны. ПДЧ мы начали в совершенно другой ситуации по безопасности. Безопасный путь, как объективный путь, который поможет странам для вступления в НАТО. Геополитическая ситуация изменилась. Сейчас в лице России мы имеем активную оппозицию. Так что, ПДЧ - был лишь инструментом. В итоге же необходимо принятие политического решения, и возможно нам требуется другое видение того, каков этот инструмент. Когда членству противостоит агрессивная сила, это создает радикально другое обстоятельство. Думаю, что Грузия может стать членом НАТО без ПДЧ».

Что касается вопроса «когда» – «это вопрос на миллион. Надеюсь, это произойдет раньше, нежели позже. Это долгий, а не короткий процесс. У вас не должно быть завышенных ожиданий от каждой встречи НАТО или ЕС. Главным очарованием альянса является его постоянство. Это будет величайшим историческим моментом, когда США и его союзники скажут Грузии "мы берем ответственность за вашу безопасность и суверенитет", что означает то, что вам никогда не придется нервничать по поводу того, что никого рядом с вами нет. Когда это произойдет, будет это через 6 месяцев или 6 лет, это будет историческим, очень важным процессом, который говорит, что американцы будут готовы отдать жизнь за грузин. Это нечто величайшее. Будет прогресс и продвижение. Будут и определенные препятствия, но обязательно сконцентрироваться на том, что вы в силах проконтролировать. Это трансформация Грузии. То, что вы делаете у себя дома, гораздо важнее дебатов в Вашингтоне и Брюсселе. Так что, это потребует определенного времени и терпения. Но это историческое развитие, которому грузины должны верно следовать к моменту, когда вы станете членом НАТО. Тогда начнется новый этап.

Оккупация Россией Абхазии и Южной Осетии – важный вопрос. 20% территорий Грузии оккупированы. Мы призывали страны, желающие вступить в НАТО, урегулировать свои территориальные конфликты, так как мы хотели использовать процессы НАТО и ЕС для установления мира. Поэтому, если мы скажем Грузии, что она должна до вступления в НАТО урегулировать вопрос Абхазии и Южной Осетии, это практически подвигнет Россию на продолжение оккупации, так как будет знать, что этим заблокирует Грузию. Исходя из этого, мы должны развернуть логику и приветствовать Грузию в НАТО с учетом того, что пятый параграф НАТО не относится к Абхазии и Южной Осетии, но тут же следует учесть, что мы не признаем их, а признаем территориальную целостность Грузии».

О министре обороны Тинатин Хидашели

«Я лично знаком с министром обороны Грузии Тинатин Хидашели. Я имел возможность встретиться с ней как в Грузии, так и в США. Мы встретились гораздо раньше, нежели она вступила в коалицию "Грузинская мечта". Думаю, это человек, который может самоотверженно работать в направлении евроатлантической интеграции в Минобороны, может усилить обороноспособность и она будет эффективным голосом на международной арене для Грузии, продолжит реформирование системы и надеюсь, в рамках этого визита встречусь с ней еще раз».

О нормализации грузино-российских отношений

«Мне понятна попытка нормализации отношений с Россией. Проблема в том, что это очень сложно, так как Россия не отвечает адекватно. Мы видим попытки властей Грузии и приветствуем большинство из них. Важно подчеркнуть, что Грузия является конструктивным игроком в регионе и донести до международных партнеров, что неконструктивность следует со стороны России. Не думаю, что у кого-либо в Грузии имеется наивное отношение к России».


 

Ще на цю тему